МиГ-23МФ (изд.23МФ, изд.2МФ, вариант А) - одноместный фронтовой истребитель с двигателем Р29-300,
модификация МиГ-23М с системой вооружения С-23Э, практически не
отличающейся по характеристикам от системы вооружения истребителя МиГ-23М,
для поставок на экспорт в страны Варшавского Договора, а затем и арабские
государства. В 1977 г. на базе МиГ-23М был создан истребитель МиГ-23МФ,
который предназначался, в основном, для оснащения ВВС стран Варшавского
договора. Он отличался от своего прототипа лишь незначительно упрощенным
БРЭО. Так, на самолете установили экспортный вариант системы командного
наведения "Лазурь-СМА", радиоприцел "Сапфир-23Э" ("Э" - экспортный),
теплопеленгатор ТП-23-1, имеющие несколько худшие характеристики. Часть
МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М. Строился на МАПО в
1974-1978 гг. для поставок на экспорт в страны Ближнего Востока и Африки.
Первой страной-импортером МиГ-23МФ стала Болгария, получившая эти
истребители в 1978 г. Строился серийно на МАПО в 1978-1983 гг.
В ходе воздушных боев на Ближнем Востоке с 1982 по 1985 гг. МиГ-23
уничтожили 12 самолетов противника (в том числе, как минимум, пять F-16 и
три F-15), при своих потерях в 11-13 машин. Не такой уж плохой баланс,
если учесть, что большинство "двадцать третьих" относились к далеко не
самым последним модификациям, а противостояли им наиболее современные в то
время американские истребители четвертого поколения, в кабинах которых
сидели летчики, имевшие, пожалуй, лучшую в мире профессиональную
подготовку. В боях над Ливаном были продемонстрированы как сильные, так и
слабые стороны МиГ-23. К первым относились высокие скоростные и разгонные
характеристики, дававшие возможность выполнять стремительную атаку и
выходить из боя с высокой скоростью (по мнению ряда западных специалистов,
МиГ-23 при умелом пилотировании был способен успешно атаковать и выходить
из атаки при встрече с любым другим истребителем). Определенные шансы на
победу давала МиГу и способность к относительно длительному скоростному
полету на малой высоте с крылом, установленным в положение максимальной
стреловидности: F-15 и F-16 с низкой удельной нагрузкой на крыло
испытывали у земли слишком сильную тряску, и такую "езду по булыжной
мостовой" не могли долго выдерживать даже хорошо тренированные летчики.
В то же время МиГ-23 несколько уступал F-15 как по максимальной, так и по
минимальной скоростям (впрочем, превосходство "Игла" по скорости было
скорее теоретическим: на практике "2,5-маховый" F-15 не мог превышать
М=2,3). Слабой стороной "двадцать третьего" явилась худшая горизонтальная
маневренность по сравнению с новейшими американскими машинами. До скорости
1200 км/ч МиГ-23 имел меньшую располагаемую перегрузку, чем F-15, а
следовательно, и меньшие угловые скорости разворота, а также большее время
виража (проигрыш МиГа по установившейся угловой скорости разворота на
скорости 900 км/ч составлял для различных высот 2-6°/с). Однако при
скоростях свыше 1200 км/ч преимущество постепенно переходило к МиГу.
Несколько уступал МиГ-23 американской машине в разгонных характеристиках
при угле стреловидности 45° и маневрировании с перегрузками, близкими к
предельным. Это позволяло F-15 в ходе боя постепенно накапливать
превосходство в энергии (по скорости и высоте). Потребная скорость ввода
МиГ-23 в вертикальный маневр была также несколько выше, чем у F-15.
Максимальная высота ввода в петлю Нестерова для МиГа составляла 4000 м, а
для F-15 - 7000 м, при этом в верхней точке вертикальных маневров МиГ-23
имел меньшую скорость, чем "Игл".
Радиолокационный комплекс американского самолета обладал определенными
преимуществами перед РЛС МиГ-23МФ. Однако возможности усовершенствованных
МиГ-23МЛ и F-15A оказались примерно равными. Установленная на "Игле" РЛС
AN/APG-63 была в состоянии обнаружить МиГ-23 на максимальной дальности до
100-110 км (при курсовом угле 90 град.), а МиГ-23МЛ "видел" противника при
тех же условиях на удалении 90-95 км. Радары обоих самолетов имели
возможность обнаруживать цели на фоне земли. Хотя зона обзора AN/APG-63 по
азимуту вдвое превосходила зону обзора РП-23 (соответственно, +/-60 и
+/-30 град.), разрешение по угловым координатам у советской станции было в
1,5 раза лучше, чем у американской, что позволяло, в частности, скрывать
от противника истинное число самолетов, летящих в плотном строю.
Теоретически, если сравнивать опубликованные в начале 80-х гг.
характеристики другого американского самолета четвертого поколения -
легкого истребителя F-16A с реальными данными МиГ-23, то превосходство
заокеанской машины над ним в ближнем бою (по угловым скоростям разворота,
разгонным характеристикам и в вертикальном маневре) должно было получиться
еще более впечатляющим, чем у F-15A. Однако результаты сражений над
долиной Бекаа не показали столь явных преимуществ F-16A. Более того,
выяснилось, что по ряду показателей (в частности, разгонным
характеристикам) последние модификации МиГ-23 не только не уступают, но и
несколько превосходят возможности американской машины.
Причина такого конфуза заключалась в несоответствии реальных возможностей
F-16A и его рекламных параметров, попавших во все авиационные справочники
мира. Так, сообщалось, что нормальная взлетная масса F-16A (с двумя УР "Сайдвиндер",
без ПТБ) составляет немногим более 10 т. При заявленной форсажной тяге
двигателя Пратт-Уитни F100-PW-200 в 11340 кгс это обеспечило
тяговооруженность более 1,1 при удельной нагрузке на крыло 370 кг/м2
(соответствующие параметры МиГ-23МФ составляли 0,8 и 440 кг/м2). В
действительности нормальная взлетная масса F-16A, поставленных Израилю,
превышала 11000 кг, а максимальная тяга ТРДФ была лишь 10800 кгс. При этом
израильтяне тут же принялись усовершенствовать свои истребители, что
привело к неизбежному увеличению веса. В итоге взлетная тяговооруженность
F-16A составила чуть более 0,9, а удельная нагрузка на крыло - 430 кг/м2,
т. е. американский самолет почти "опустился" до уровня МиГ-23МФ и
практически сравнялся с более легким МиГ-23МЛ.
Интересно отметить, что в отличие от рекламных игр создавшей F-16 "Дженерал
Дайнэмикс" фирма "Макдоннелл-Дуглас" - поставщик F-15 -всегда старалась
сообщать достаточно достоверную информацию о своих самолетах. Поэтому
оценки боевых возможностей "Игла", сделанные авиационными специалистами до
конфликта 1982 г., в ходе боевых действий практически полностью
подтвердились. "Макдоннелл-Дуглас" проявила добросовестность и в
предоставлении информации об итогах боевого применения своих машин,
сообщив, что в 1979-82 гг. F-15А ВВС Израиля сбили 56,5 сирийского
истребителя (один МиГ-21 "Игл" поделил с "Кфиром"). Это с точностью до
самолета согласуется с сирийскими данными. В то же время, объявленные "Дженерал
Дайнэмикс" 45 побед F-16 одержаны, в подавляющем большинстве, лишь на
бумаге. Определенное тактическое превосходство давал F-15 и F-16
значительно лучший
обзор из кабины летчика (в одном из западных журналов МиГ-23 был назван
"истребителем с обзором как из бронетранспортера"). В то же время наличие
на МиГах автоматической системы командного наведения "Лазурь" (аналога
которой не было на F-15 и F-16) могло бы обеспечить сирийской авиации
преимущества в организации управления боем. Однако поставленная из СССР
наземная аппаратура не была введена в строй, к тому же сирийцы не
располагали над Ливаном сплошным радиолокационным полем для ее
эффективного использования. Кроме того, израильтянам в начале боевых
действий удалось уничтожить развернутый в Ливане сирийский центр
управления истребительной авиацией.
Теоретически советские УР Р-23Р несколько уступали американским ракетам
средней дальности AIM-7E "Спэрроу". Кроме большей дальности пуска (33 км
против 23 км на большой высоте, 16 и 9 км на малой), американская ракета
могла поражать цели, маневрирующие с большими перегрузками (соответственно
- 7 и 5) и в более широком диапазоне курсовых углов. Затрудняла применение
оружия средней дальности, установленного на МиГ-23МФ, довольно сложная и
длительная процедура предпусковой подготовки. Так, один из сирийских
летчиков привез из боя превосходное изображение F-16, запечатленное на
пленке кинофотопулемета, тогда как сам израильский истребитель отделался
лишь испугом: сириец не успел правильно изготовить оружие к пуску и ракета
ушла "в молоко". Однако сравнивая результаты реальных пусков Р-23Р и
AIM-7E, нельзя не признать, что сирийцы добились значительно большего
относительного числа попаданий, чем их противники. С появлением в составе
ВВС Сирии МиГ-23МЛ с ракетами Р-24 превосходство в оружии средней
дальности полностью перешло к арабам.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-23МФ |
Размах крыла, м |
|
минимальный |
7.78 |
максимальный |
13.97 |
Длина, м |
16.71 |
Высота, м |
4.82 |
Площадь крыла, м2 |
|
максимальная |
37,27 |
минимальная |
34.16 |
Масса, кг |
|
пустого |
10890 |
нормальная взлетная |
15700 |
максимальная взлетная |
18400 |
топлива |
4090 |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Р-29-300 |
Тяга, кгс |
|
на форсаже |
1 х 12500 |
максимальная |
1 х 8300 |
Максимальна скорость, км/ч: |
|
у земли |
1350 |
на большой высоте |
2500 |
Перегоночная дальность, км |
2380 |
Практическая дальность, км |
1450 |
Скороподъемность, м/мин |
11700 |
Практический потолок, м |
17500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8,0 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
23-мм пушка ГШ-23Л (боекомплект 200 патронов), Боевая нагрузка - 2000 кг на узлах подвески: две УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, две-четыре ракеты малой дальности Р-3С, Р-3Р или К-13М, или УР ближнего боя Р-60. управляемые ракеты Х-66 и Х-23Р, НАР С-5, С-8 и С-24, свободнопадающие бомбы, разовые бомбовые кассеты и баки с напалмом массой до 500 кг. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|