Уголок неба ¦ SNSACO (Sud-Ouest) SO.4050 Vautour IIB

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   SO.4050 Vautour IIB
       
Разработчик: SNSACO (Sud-Ouest)
Страна: Франция
Первый полет: 1954
Тип: Многоцелевой истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проект SO.4050 был признан перспективным, и фирма получила заказ на строительство трех прототипов - по одному для каждого из трех предполагавшихся серийных вариантов. Одноместный штурмовик получил обозначение "Вотур" IIА, двухместный бомбардировщик - "Вотур" IIВ, а двухместный всепогодный перехватчик - "Вотур" IIN. Предполагалось, что варианты будут иметь общую на 90% конструкцию, отличаясь, главным образом, радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Прототипы, в соответствии с принятой во Франции практикой, получили серийные номера 001,002 и 003.

Третий прототип (серийный номер 003) соответствовал модификации "Вотур" IIВ. Так же, как и самолет №001, он был двухместным, но если у первого прототипа оба члена экипажа размещались тандемом в одной кабине, то на "тройке" для штурмана оборудовали отдельную кабину в застекленной носовой части фюзеляжа. Самолет впервые поднялся в воздух 5 декабря 1954 г. В отличие от своих предшественников, неоднократно менявших двигатели, самолет "003" неизменно летал с английскими ТРД Армстронг-Сиддли "Сапфир 6" тягой по 3700 кг.

Первоначальные прикидки командования ВВС Франции предусматривали закупку шести сотен "Вотуров", в том числе 300 штурмовиков, 200 истребителей и 100 бомбардировщиков. Но в конце 1955 года, когда оформлялся предварительный заказ, эту цифру уменьшили до 480 единиц - 300 "вотуров" IIА, 40 "вотуров" IIВ и 140 "вотуров" IIN.

Как видим, на данном этапе приоритетом пользовался штурмовой вариант - им предполагалось заменить все типы поршневых истребителей-бомбардировщиков, все еще остававшихся в строю, а также реактивные самолеты первого поколения "Мистраль" и "Ураган". "Вотур" IIВ предназначался для замены поршневых бомбардировщиков В-26 "Инвейдер", а IIN - ночных истребителей "Метеор" NF. 11 и F-86K.

В ходе производства в конструкцию вносились некоторые изменения, самым крупным из которых стала установка цельноповоротного стабилизатора. Такой стабилизатор получили 30 бомбардировщиков и 45 истребителей, обозначавшихся в ВВС Франции как "Вотур" IIB1 и IIN1 (все штурмовики имели стабилизаторы старой конструкции).

Все "вотуры" IIВ (серийные номера 601-640) комплектовались ТРД "Атар" 101ЕЗ, но в ходе ремонтов на некоторые машины установили более мощные "Атар" 101Е5.

Стрелковое вооружение на бомбардировщиках отсутствовало. Все модификации имели объемный бомбоотсек размером 5x1x1 м. Теоретически в нем могло размещаться до 3000 кг боевой нагрузки, но использовавшиеся варианты подвески не превышали 2725 кг. Типовым вариантом считалось шесть 250-кг, 350-кг или же 450-кг авиабомб. Допускалась и подвеска одной атомной бомбы, весившей примерно 1000 кг.

"Вотуры" имели по четыре подкрыльевых узла внешней подвески. Внутренние были рассчитаны на максимальную нагрузку до 1500 кг и на них, как правило, подвешивались 1300-л ПТБ. Грузоподъемность внешних узлов составляла 500 кг. Самолеты модификаций IIВ на них несли бомбы.

"Вотуры" комплектовались катапультными креслами "Сюд-Авиасьон" Е-96 (для штурманов на модификации ИВ - Е-97), обеспечивавшими безопасное покидание самолета с высоты не менее 600 м. В ходе модернизации на самолетах французских ВВС их заменили креслами "Дассо" Е-101 с нижней границей безопасного катапультирования 240 м.

В марте 1958-го на вооружение 92-й бомбардировочной эскадры начали поступать "вотуры" IIВ. Эта часть дислоцировалась на авиабазе "Коньяк" и состояла из двух эскадронов - ЕВ 1/92 "Бургонь" и ЕВ 2/ 92 "Аквитэн". Самолеты несли бортовые номера, состоявшие из цифр номера эскадры - "92" и двух букв, первая из которых указывала на принадлежность самолета к эскадрону (А для ЕВ 1/92 и В для ЕВ 2/92), а вторая была порядковым номером в нем. В общей сложности ВВС Франции получили 36 самолетов этой версии из 40 построенных (исключая №№ 616,624,626 и 628, проданные Израилю).

Внедрение новых самолетов омрачилось двумя катастрофами, произошедшими из-за отказов гидроприводов цельноповоротных стабилизаторов. "Вотуры" №617 и 618 разбились по этой причине в один день в конце июля 1958 года, все четыре члена экипажей погибли.

К 1964 году по разным причинам были списаны еще три машины.

Главной задачей 92-й эскадры считалось нанесение бомбовых ударов на оперативную глубину. Типовая нагрузка "Вотуров" при выполнении таких задач состояла из шести 350-кг авиабомб в бомбоотсеке и двух или четырех 450-кг - на внешней подвеске. Применялись и другие варианты. Радиус действия с тремя 350-кг бомбами без ПТБ при полете на малой высоте достигал 1000 км. Примерно таким же был радиус и с атомной бомбой.

Главным для 92-й эскадры считался европейский ТВД, но иногда небольшие отряды "вотуров" в составе двух-четырех самолетов развертывались на "заморских" авиабазах. Первая такая операция была осуществлена в январе 1959 г., когда три самолета из состава ЕВ 1/92 (с/н 612, 621 и 625) перелетели в Джибути с промежуточными посадками в Тунисе и Израиле.

Все попытки вооружить "Вотур" IIВ управляемыми боеприпасами не увенчались успехом. Создаваемую с средины 50-х годов УАБ GB-10 так и не удалось "довести до ума", а УР AS-20 и AS-30, хотя и испытывались на "вотурах" различных модификаций, в итоге поступили на вооружение самолетов других типов. Также не нашли применения на бомбардировщиках и НАР, широко использовавшиеся истребителями "Вотур" IIN.

К моменту поступления на вооружение "Вотур" IIВ рассматривался уже лишь как промежуточный тип до поставок в достаточном количестве "миражей-IV". Но программу закупок "миражей" ограничили шестью десятками машин, и "вотуры" продолжали эксплуатироваться параллельно с ними. Несколько "грифов" привлекалась для тренировок экипажей "миражей" в размещенном на авиабазе "Коньяк" учебном центре бомбардировочной авиации.

Часть самолетов переоборудовали в специализированные варианты. 12 машин под обозначением "Вотур" IIBR, во второй половине 60-х годов получили оборудование для фоторазведки. Еще семь в начале 70-х переоборудовали в самолеты РЭБ "Вотур" IIB-GE. Обе эти модификации сохранили ударные возможности, хотя и в ограниченном объеме.

Тогда же, в первой половине 70-х годов, для пополнения таявшего самолетного парка 92-й эскадры ей передали девять истребителей "Вотур" IIN. Но годы брали свое, и к началу 1978-го эскадра насчитывала лишь 24 самолета (шесть из них - бывшие истребители). Планировавшееся перевооружение на "ягуары" не состоялось, и в 1979 г. эскадру расформировали. Несколько самолетов, переоборудованных в буксировщики мишеней "Вотур" IIВ-ТТ, эксплуатировались до 1990 г.

 



 ЛТХ:
Модификация   Vautour IIB
Размах крыла, м   15.10
Длина, м   17.55
Высота, м   4.94
Площадь крыла, м2   45.00
Масса, кг  
  нормальная   10500
  нормальная взлетная   16330
  максимальная взлетная   20810
Топливо в ПТБ , л   2 х 1250
Тип двигателя   2 ТРД SNECMA Atar 101E-3
Тяга , кН   2 х 34.32
Максимальная скорость, км/ч  
   на высоте   950
  на уровне моря   1102
Перегоночная дальность, км   5400
Радиус действия, км   120-750
Практический потолок, м   15000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   четыре 30-мм пушки DEFA 552 c 100 патронами на пушку
  боевая нагрузка - 4000 кг на 4 подвесках и во внутреннем отсеке:
  10х 227-кг бомб и 2х 450 кг бомбы
  2 ПУ Matra Type 104A НУР SNEB Type 22 116x68-мм
  2 ПУ Matra Type 104A НУР SNEB Type 22 116x68-мм


 Доп. информация :


  Чертеж "SNSACO SO.4050 Vautour IIB (1)" 
  Чертеж "SNSACO SO.4050 Vautour IIB (2)"
  Статья "
Израильские "Грифы"
  Фотографии:

 SO.4050-003
 SO.4050-004
 Первый серийный  Vautoure IIB
 Vautoure IIB
 Vautoure IIB
 Vautoure IIB
 Vautoure IIB   © Sirpa air Collection Henri Guyot
 Vautoure IIB
 Vautoure IIB в Музее ВВС Израиля  © Serge Batoussov
 Vautoure IIBR
 Приборная панель пилота Vautoure IIB

  Схемы:

 Vautoure IIB
 Vautoure IIBR

  Варианты окраски:

 Vautoure IIB ВВС Израиля © Сергей Вахрушев
 Vautoure IIB  ВВС Франции
 Vautoure IIB110 Sq. IAF © Сергей Вахрушев

 



 

Список источников:

АвиаМастер. Андрей Харук. Три в одном
Docavia. Jean Cuny. Les Avions de combat francais
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. SNCASO SO-4050 'Vautour' В
Zvi Kreisler. The Vautour Pages - Dedicated To The Sud Aviation S.O.4050 Vautour


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: