Як-9 - это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной
войны. С конструктивной точки зрения он представлял собой
дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему
виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях более совершенным. Это
естественно, поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный
опыт производства и боевого применения Як-7 и имелась возможность более широкого
применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие
затруднения, как в начале войны. Использование
металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу
конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо
для оснащения самолета более мощным вооружением и более разнообразным
спецоборудованием.
Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой
Отечественной войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме
было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и
они в
большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе
N153 достигал 20 самолетов в день.
Як-9 выпускался на трех крупных заводах (NN 153, 166,
82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со
Сталинградской битвы.
Это один из последних и один из лучших винтомоторных истребителей второй мировой
войны. Все его модификации обладали отличными летно-тактическими
характеристиками, не имели
значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов,
приводящих к авариям .
Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые
разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая
фронтовой истребитель
с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения,
истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный
истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет
специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной
истребитель.
Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9
устанавливались пять различных новых и
модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и
объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта
спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две существенно
отличавшихся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций.
Все модификации Як-9, кроме исходной
конструкции, имели специальные индексы.
Як-9 серийно выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по
декабрь 1948 г.
Всего построено 16769 самолетов.
Первым серийным самолетом стал Як-9 с
двигателем М-105ПФ.
Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся фронтовым истребителем. Он
представлял собой серийный самолет,
прототипом для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От
последнего Як-9 имел ряд отличий, основные из
которых следующие: запас горючего и число бензобаков уменьшены соответственно с
500 кг и четырех баков до 320 кг и
двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных
бака не заливались, на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла уменьшен с
50 до 26...30 кг; сняты бомбодержатели
для наружной подвески бомб.
Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ - одна моторпушка
ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний пулемет УБС с боезапасом
200 патронов.
Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом
Як-7ДИ увеличилась до 2870...2875 кг, что объяснялось в основном более низкой
культурой производства и менее жестким
массовым контролем на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ
А.С.Яковлева.
Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в
горизонтальной плоскостях, легким и приятным в управлении.
Он имел значительное преимущество в воздухе перед другими
отечественными истребителями и истребителями противника.
Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F
после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях
- после 3...4 витков виража.
Як-9 М-105ПФ выпускали два завода: N153 - с октября 1942
г. по февраль 1943 г. (с 1-й по 3-ю серию, последний самолет
- N03-51), всего 195 самолетов; и N 166-с января по август
1943 г. (с 1-й по 6-ю серию), всего 264 самолета. Таким образом, в общей
сложности построено 459 самолетов Як-9
М-105ПФ.
Впервые в боевых действиях Як-9 принял участие во время
советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 г.
В июне 1943 г. в районе Курска на серийных самолетах
Як-9 из-за неосвоенности технологии производства имело место
несколько случаев отрыва деревянной обшивки от каркаса крыла
в полете. Этот дефект устранялся по мере его появления бригадами ОКБ и серийных
заводов непосредственно в строевых
частях. В мае 1944 г. на Як-9М и последующих модификациях
этот дефект был окончательно устранен.