Уголок неба ¦ Aerotechnik L-13 Vivat

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная планеры
   L-13 Vivat
       
Разработчик: Aerotechnik
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1978
Тип: Учебно-тренировочный мотопланер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Компания "Aerotechnik" из Чешской Республики специализировалась на разработке и производстве мотопланеров и монгольфьеров (тепловых аэростатов), а также на выпуске поршневых двигателей с малым рабочим объемом и их установке в старых самолетах типа Zlin Z-226 и Z-336, а также Let L-40 Meta Sokol и Aero L-60 Brigadyr. Основной продукцией компании был мотопланер L-13 Vivat, более 150 из которых были проданы в Европу, Северную Америку (Канаду и США) и Южную Африку.

Vivat разрабатывался как моторизованная версия классического планера Blanik, от которого он унаследовал крыло с обратной стреловидностью. У L-13 была стандартная конфигурация мотопланера со среднерасположенным крылом большого удлинения. Установленные рядом кресла обеспечивали место для двоих в кабине закрытой фонарем из органического стекла высокой прочности, который откидывался вверх и назад для посадки и высадки. У большинства модификаций шасси состояло из хвостового колеса и двух основных стоек в обтекаемых кожухах с закрытыми обтекателями колесами.

Оперение делалось из легкого сплава с покрытыми тканью поверхностями управления, закрылки были щелевыми. Консоли крыла снимались, а две половины стабилизатора можно было сложить вверх для транспортировки. Фюзеляж овального сечения сваривался из металлических трубок и обшивался стеклотканью. Хвостовая часть фюзеляжа представляла собой полумонокок и была выполнена из легкого сплава.

Первой моделью был L-13SW Vivat. Он разрабатывался с середины 1976 года как универсальный образец, оптимизированный как для учебно-тренировочных целей, так и для спортивных. Первый из трех опытных образцов совершил первый полет в мае 1978 года.

Было поставлено 83 экземпляра L-13SW. Они имели частично убирающееся в фюзеляж шасси велосипедного типа и опорные колеса, убирающиеся в обтекатели на концах крыла. Силовая установка состояла из поршневого рядного двигателя Aerotechnik (Walter) Mikron III (S) А мощностью 65 л. с. (48,5 кВт) с двухлопастным винтом Aeron Brno или Hoffmann. Это обеспечивало максимальную скорость планирования 230 км/ч при спокойном воздухе и при использовании двигателя с пропеллером Hoffmann максимальную крейсерскую скорость 185 км/ч.

Следующими моделями Vivat были L-13SDM и L-13SDL. Они имели неубирающееся шасси на двух стойках с обтекателями и хвостовое колесо, но отличались друг от друга силовыми установками: у SDM был рядный двигатель Mikron III АЕ мощностью 65 л. с. (48,5 кВт), а у SDL - Limbach L 2000 Е01 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 67 л. с. (50 кВт) с двухлопастным пропеллером Muhlbauer.

Модели были в основном схожи по размерам, массе и летным характеристикам, за исключением дальности. У варианта с двигателем Mikron дальность составляла 600 км и продолжительность полета 3 часа, а у варианта с Limbach продолжитель ность полета была 3 часа 20 минут.

В 1996 году компанию "Aerotechnik" купила "Evektor", которая и прекратила выпуск L-13 в 1999 году.






 ЛТХ:
Модификация   L-13SDL
Размах крыла, м   16.80
Длина, м   8.30
Высота, м   2.30
Площадь крыла, м2   20.20
Масса, кг  
  пустого   510
  максимальная   720
Тип двигателя   1 ПД Limbach L 2000 Е01
Мощность, л.с.   1 х 67
Максимальная скорость, км/ч   175
Крейсерская скорость, км/ч   160
Практическая дальность, км   570
Скороподъемность, м/мин   150
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 L-13SW   (c) Miloslav Storoska
 L-13SW   (c) Alan Lebeda
 L-13SE    (c) Miloslav Storoska
 L-13SE    (c) Daniel Rybka
 L-13SDM    (c) Daniel Rybka
 L-13SDM    (c) Daniel Rybka
 Кабина пилота L-13SEH   (c) Miloslav Storoska

  Схемы:

 L-13SW
 L-13SDL

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Aerotechnik L-13 Vivat
Scalesoaring.co.uk. Vivat L-13 versions SW/SL/SEH/SDL


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: