Компания "Aerotechnik" из Чешской
Республики специализировалась на разработке и производстве мотопланеров и
монгольфьеров (тепловых аэростатов), а также на выпуске поршневых двигателей с
малым рабочим объемом и их установке в старых самолетах типа Zlin Z-226 и Z-336,
а также Let L-40 Meta Sokol и Aero L-60 Brigadyr. Основной продукцией компании
был мотопланер L-13 Vivat, более 150 из которых были проданы в Европу, Северную
Америку (Канаду и США) и Южную Африку.
Vivat разрабатывался как моторизованная версия классического планера Blanik, от
которого он унаследовал крыло с обратной стреловидностью. У L-13 была
стандартная конфигурация мотопланера со среднерасположенным крылом большого
удлинения. Установленные рядом кресла обеспечивали место для двоих в кабине
закрытой фонарем из органического стекла высокой прочности, который откидывался
вверх и назад для посадки и высадки. У большинства модификаций шасси состояло из
хвостового колеса и двух основных стоек в обтекаемых кожухах с закрытыми
обтекателями колесами.
Оперение делалось из легкого сплава с покрытыми тканью поверхностями управления,
закрылки были щелевыми. Консоли крыла снимались, а две половины стабилизатора
можно было сложить вверх для транспортировки. Фюзеляж овального сечения
сваривался из металлических трубок и обшивался стеклотканью. Хвостовая часть
фюзеляжа представляла собой полумонокок и была выполнена из легкого сплава.
Первой моделью был L-13SW Vivat. Он разрабатывался с середины 1976 года как
универсальный образец, оптимизированный как для учебно-тренировочных целей, так
и для спортивных. Первый из трех опытных образцов совершил первый полет в мае
1978 года.
Было поставлено 83 экземпляра L-13SW. Они имели частично убирающееся в фюзеляж
шасси велосипедного типа и опорные колеса, убирающиеся в обтекатели на концах
крыла. Силовая установка состояла из поршневого рядного двигателя Aerotechnik
(Walter) Mikron III (S) А мощностью 65 л. с. (48,5 кВт) с двухлопастным винтом
Aeron Brno или Hoffmann. Это обеспечивало максимальную скорость планирования 230
км/ч при спокойном воздухе и при использовании двигателя с пропеллером Hoffmann
максимальную крейсерскую скорость 185 км/ч.
Следующими моделями Vivat были L-13SDM и L-13SDL. Они имели неубирающееся шасси
на двух стойках с обтекателями и хвостовое колесо, но отличались друг от друга
силовыми установками: у SDM был рядный двигатель Mikron III АЕ мощностью 65 л.
с. (48,5 кВт), а у SDL - Limbach L 2000 Е01 с горизонтальным расположением
цилиндров мощностью 67 л. с. (50 кВт) с двухлопастным пропеллером Muhlbauer.
Модели были в основном схожи по размерам, массе и летным характеристикам, за
исключением дальности. У варианта с двигателем Mikron дальность составляла 600
км и продолжительность полета 3 часа, а у варианта с Limbach продолжитель ность
полета была 3 часа 20 минут.
В 1996 году компанию "Aerotechnik" купила "Evektor", которая и прекратила выпуск
L-13 в 1999 году.