Уголок неба ¦ North American RB-45 Tornado

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разведчики
   RB-45 Tornado
       
Разработчик: North American
Страна: США
Первый полет: 1950
Тип: Тактический разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Потребность в современном реактивном разведчике с высокой скоростью и приличной дальностью ВВС ощутили с началом войны в Корее. Необходим был самолет, который не только мог бы залететь вглубь вражеской территории, но еще и способный на равных соревноваться с самыми современными истребителями (прежде всего, с МиГ-15). Первый "Торнадо" - разведчик военно-воздушные силы получили в июле 1950-го, а ровно через год со стапелей сошла последняя машина из заказанной партии в 33 RB-45C.

Конструкция самолета, за исключением оборудования, не подверглась значительным переменам, а внешне разведчик легко узнавался по новой носовой части фюзеляжа без остекления. В самом носу имелся круглый люк со створками для панорамного фотоаппарата переднего обзора, из-за которого экипажи в шутку называли машину "Циклопом". RB-45C получил систему дозаправки в воздухе с выдвижной штангой за кабиной.

В бомболюке разместили 4 больших фотокамеры, а при необходимости можно было подвесить еще 8 дополнительных АФА поменьше. Вместо фугасных в полет брали фотобомбы, а освободившееся место в бомболюке отдали под дополнительные топливные баки. Кроме этого, под мотогондолы при необходимости вешались два бака по 1893 л, а на законцовках крыла - баки по 4259 л (общий объем топливной системы 30787 л).

Для взлета перегруженной машины (максимальный взлетный вес RB-45С достигал 50 т) применялась пара реактивных ускорителей XLR13-AJ-1 тягой по 1814 кгс. Твердотопливные ракеты вешались вместо топливных баков под мотогондолами. Разведчики получили ТРД J79-GE-13 (или 15), которые с впрыском воды развивали тягу в 2360 кгс.

Уже в апреле 1951-го первые RB-45С появились в Корее, неплохо поработав в качестве стратегических разведчиков. Рабочим потолком для "Торнадо" служила высота в 12 км, позволявшая не бояться зенитной артиллерии корейцев.

А от истребителей должен был отбиваться кормовой стрелок, получивший модифицированную турель А-1 с парой "Браунингов" М-7 (12,7 мм) и прицельным радаром APG-30. Одиночный разведчик, летящий на большой высоте с приличной скоростью, представлял собой очень трудную мишень. И к окончанию военных действий на полуострове ни один четырехмоторный RB-45C сбит не был.

На боевой службе "Торнадо" - разведчики оставались до лета 1958 года.. С 1950-го по 1953-й RB-45C входили в состав Стратегического авиакомандования ВВС США, а затем были переданы Тактическому командованию. К тому времени из-за аварий и катастроф часть машин успели списать, и лишь 14 разведчиков продолжали летать. Все уцелевшие RB-45C вошли в состав 19-й тактической разведэскадрильи на базе Шоу (Южная Каролина).

В мае 1954-го эскадрилья перелетела в Великобританию на базу Скалторп, войдя оперативно в состав 47-го бомбардировочного крыла. Задания у разведчиков были посложней, поскольку зачастую RB-45C залетали в воздушное пространство стран Варшавского договора (включая СССР), фотографируя секретные объекты. Экипажам "Торнадо" везло - ни один самолет над социалистической Европой сбит не был. К тому же, советская система ПВО в то время была еще недостаточно эффективной. Современные зенитно-ракетные комплексы и сверхзвуковые истребители только разрабатывались и на вооружении пока не стояли.

Интересно, что RB-45C вместо опознавательных знаков ВВС США несли эмблемы Королевских ВВС, а экипажи иногда уходили в полет в смешанном англо-американском составе. В начале 1957-го закончилась боевая служба и "Торнадо" - разведчиков - их стали менять на RB-66 там же, в Великобритании.

Один RB-45C (s/n 48-017) был использован в различных испытательных программах под обозначением JRB-45C.




 ЛТХ:
Модификация   RB-45C-1
Размах крыла, м   27.14
Длина самолета, м   22.95
Высота самолета, м   7.68
Площадь крыла, м2   109.17
Масса самолета, кг  
  пустого   22672
  нормальная взлетная   39400
  максимальная взлетная   49895
Топливо, л   30787
Тип двигателя   4 General Electric J79-GE-13(-15)
Тяга, нефорсированная, кгс   4 х 2360
Максимальная скорость, км/ч   917
Крейсерская скорость, км/ч   814
Практическая дальность, км   4072
Практический потолок, м   12270
Экипаж, чел   4
Вооружение:   два 12.7-мм пулемете M-7 в хвостовой части
  25 осветительных 85 кг бомб M-122


 Доп. информация :


  Статья "RB-45 над СССР"
  Фотографии:

 RB-45C
 RB-45C
 RB-45C
 RB-45C
 RB-45C
 RB-45C
 RB-45C с опознавательными знаками Великобритании
 RB-45C
 RB-45C
 RB-45C
 JRB-45C
 JRB-45C

  Схемы:

  Варианты RB-45
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 RB-45C-1   91 SRS USAF
 RB-45C-1  с опознавательными знаками RAF. Использовался для полетов над СССР.

 



 

Список источников:

Моделист-Конструктор 2000-12. Николай Околелов, Александр Чечин. Первый реактивный бомбардировщик США
Крылья Родины 1997-11. Николай Околелов, Александр Чечин. Американский "Смерч"
Крылья Родины 2001-09. Сергей Колов. "Торнадо" с атомной бомбой
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. North American RB-45 "Tornado"
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. North American RB-45C Tornado
Nationalmuseum.af.mil. North American JRB-45C
Le Fana de l'Aviation 1994-11. Paul Lashmar. Das Bombardiers de la RAF survolent Moscou
Le Fana de l'Aviation 2012-03. Douglas Gordon. Provocations perilleurs
The Aviation Historian No.16. Doug Gordon. Spies in Cold War Skies


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: