13 декабря 1939 года немецкий "карманный"
линкор "Граф Шпее", пиратствующий в Южной Атлантике, столкнулся с эскадрой
английских крейсеров. Получив повреждения в завязавшейся артиллерийской
дуэли, капитан линкора Ганс Лангсдорф решил отремонтировать свой корабль в
Монтевидео. Однако нейтральный Уругвай позволил немецкому рейдеру находиться
в гавани только трое суток. Не успевая устранить все повреждения и опасаясь
быть захваченным поджидавшими его англичанами, Лангсдорф приказал затопить
корабль. Команда сошла на берег и была интернирована. Вместе с линкором ушел
на дно и его корабельный разведчик - поплавковый одномоторный самолет "Арадо"
Ar-196. Именно "Граф Шпее" первым из кораблей кригсмарине получил новый
самолет перед началом своего так плачевно закончившегося похода. До своей
гибели в гавани Монтевидео линкор серьезно досадил англичанам, успев
потопить одиннадцать торговых судов, и. основную роль в поисках жертв играл
его воздушный разведчик.
В Германии еще со времен первой мировой войны
главным разработчиком и производителем корабельных самолетов считалась фирма
Хейнкель. Ее катапультные бипланы Не-60 составляли в начале 30-х годов
авиационное вооружение кораблей флота. Для замены устаревшего самолета
требовался новый разведчик, также способный взлетать с катапульты. Однако
построенный Не-114 оказался ненамного лучше Не-60, и техническое управление
министерства авиации, разработав требования к новому самолету, осенью 1936
года привлекло к работе и другие фирмы.
Свои проекты представили конструкторы Арадо,
Дорнье, Фокке-Вульфа и Готы. Министерство авиации отдало предпочтение
поплавковому моноплану Арадо, заказав постройку четырех прототипов Ar-196.
Однако в руководстве министерства имелись скептики, считающие, что лучшим
самолетом для корабля является биплан. Единственной фирмой, предложившей
бипланный вариант разведчика, была Фокке-Вульф, и, чтобы развеять все
сомнения, решили построить и два FW-62.
Летом 1937 года на испытательной базе в
Травемюнде появились двухпоплавковые монопланы Ar-196V1 и V2, а также и их
конкуренты - бипланы FW-62V1 и V2. Причем FW-62V1 имел два поплавка, а
FW-62V2 был выполнен с одним центральным поплавком. Все четыре самолета
оснащались одинаковым двигателем - девятицилиндровым BMW 132D, воздушного
охлаждения мощностью 880 л. с. и трехлопастным винтом "Шварц". Испытания
убедительно доказали преимущества монопланов Арадо, и препятствий перед
серийным выпуском Ar-196 больше не существовало.
Вскоре к первым двум машинам, ставшим
родоначальниками серии А, присоединились следующие Ar-196V3 и V4. Эти
самолеты, получившие индекс В, выполнены уже с одним центральным и двумя
небольшими крыльевыми поплавками. Ar-196V4 был пока единственным самолетом,
оснащенным вооружением: две 20-мм пушки MGFF находились в консолях, 7,9-мм
пулемет MG 17 стоял в носу фюзеляжа справа. Имелись также крыльевые подвески
для двух бомб SC 50 по 50 кг.
При испытаниях однопоплавковых Ar-196V3 и V4
обнаружилась недостаточная остойчивость самолетов такой схемы при посадке на
неспокойное море. Поэтому следующие разведчики стали делать вновь с двумя
поплавками. Начиная с Ar-196V5, самолеты получили улучшенный двигатель
BMW132K мощностью 960 л. с. с новым винтом. Таким же мотором и пропеллером
оснастили Ar-196V1, предназначенный для установления мировых рекордов в
своем классе гидросамолетов. Однако министерство авиации остановило эти
работы, сохраняя в тайне данные своего нового морского разведчика.
К ноябрю 1938-го на заводе в Варнемюнде были
готовы десять предсерийных Ar-196А-0. Следующей на стапелях появилась серия
из двадцати Ar-196А-1, отличавшаяся усиленной конструкцией и улучшенным
оборудованием, а главное-оснащенная узлами для запуска с корабельной
катапульты (первые самолеты взлетали только с воды). Первые Ar-196A-1
поступили в эскадрильи корабельной авиации 1./196 в Вильгельмсхафене и
5./196 в Киле, которые были созданы в основном для оснащения немецких
кораблей катапультными разведчиками. Первым обладателем Ar-196A-1 в
кригсмарине, как уже говорилось, стал линкор "Граф Шпее". За ним поменяли
свои Не-60 на разведчики "Арадо" линкоры "Дойчланд" (переименованный позднее
в "Лютцов"), "Шарнгорст", "Гнейзенау", "Адмирал Шеер" и тяжелый крейсер
"Принц Ойген".
Для использования самолета в эскадрильях
береговой обороны люфтваффе создали вариант Ar-196A-2. Главной задачей новой
модификации была борьба с судами и самолетами противника, поэтому вооружение
усилили. Как и на Ar-196V4, поставили две 20-мм пушки MGFF в консолях и
дополнительный 7,9-мм пулемет MG 17 в носу фюзеляжа.
Первой получила хорошо вооруженные Ar-196А-2
в начале 1940 года 1-я эскадрилья 706-й авиArруппы береговой обороны,
имевшая, кроме этого, несколько двухмоторных поплавковых торпедоносцев
Не-115. После оккупации Дании часть эскадрильи перелетела в Ольберг, откуда
выполняла патрульные полеты над Северным морем. Во время боевого вылета 5
мая 1940 года паре Ar-196A-2 удалось захватить английскую субмарину
"Тюлень". Подлодка, выполнявшая постановку мин в проливе Каттегат, наскочила
на собственную мину и вынуждена была всплыть. Замеченная с Ar-196А-2
лейтенанта Гюнтера Меренса, она тут же была атакована бомбами и пушечным
огнем. После того как к атаке присоединился и второй Ar-196A-2, английские
подводники выбросили белый флAr. Меренс, приводнившись рядом, забрал
капитана субмарины с собой в Ольберг, а поврежденная подлодка сама дошла до
ближайшего датского порта Фредериксхафна и сдалась немцам.
По опыту эксплуатации самолетов в боевых
частях конструкторы внесли в самолет ряд доработок. Была еще раз усилена
конструкция, улучшено радиооборудование и установлен новый винт VDM. Так
появились Ar-196A-3 и похожая модификация Ar-196A-4 для взлета с катапульты.
Ar-196А-4 имел на своем борту один из лучших
немецких кораблей - линкор "Бисмарк". Когда 26 мая 1941 года уже
поврежденный торпедой линкор был обнаружен патрульной "Каталиной" английских
ВВС, немцы попытались сбить ее, запустив с катапульты свой "Арадо". Однако
атака не удалась, и через два дня подошедшая английская эскадра потопила
"Бисмарк".
В середине 1941 года эскадрилья 5./196 со
своими 26 самолетами (кроме Ar-196A-3 имелось и несколько Не-114) выполняла
боевые вылеты над Бискайским заливом, перехватывая бомбардировщики "Уитли",
охотившиеся за немецкими подводными лодками. Поплавковыми "Арадо" оснащались
и эскадрильи морских разведывательных авиArрупп: одна появилась на Балтике,
а другая базировалась в Норвегии.
Помимо люфтваффе Ar-196А-3 получили союзники
Германии: Румыния и Болгария. 101-я и 102-я разведывательные эскадрильи
Румынских ВВС летали над Черным морем с конца 1943 года, а 161-я береговая
болгарская эскадрилья базировалась до лета 1944 года в Варне. На Черное
море, в Констанцу, также перелетела с Балтики 2-я разведгруппа люфтваффе.
Эта группа успела побывать еще и в Эгейском и Средиземном морях. Кроме
Черного моря, наши летчики и моряки могли встретиться с поплавковыми "Арадо"
и на севере, где в конце 1944 года эскадрильи 126-й морской разведывательной
авиагруппы стали действовать против наших войск с баз в Норвегии.
В 1942 году к заводу в Варнемюнде в
производстве "Арадо" добавился сборочный цех в Сент-Назере во Франции.
Однако там собрали только десять Ar-196A-3, и в марте 1943 года производство
перевели на завод Фоккера в Амстердам. В начале 1943 года появилась
следующая модификация Ar-196А-5 , отличавшаяся от А-3 спаркой 7,9-мм
пулеметов MG81Z у стрелка и новым радаром и FuG16Z, замененным впоследствии
на FuG25 и FuG141. Именно эту модификацию начали собирать в Амстердаме,
постепенно сворачивая производство в Варнемюнде.
К началу 1944 года поплавковый самолет, какие
бы задачи он ни выполнял и как бы хорошо ни был вооружен, уже, по сути,
являлся анахронизмом. При довольно сильном вооружении Ar-196 явно не
доставало скорости, и встреча с английскими и советскими истребителями не
сулила ничего хорошего. В августе серийный выпуск Ar-196 прекратили, собрав
526 самолетов. Одной из последних модификаций должен был стать
Ar-196С-патрульный вариант с увеличенной нагрузкой и новыми поплавками.
Однако министерство авиации не стало разворачивать его серийный выпуск,
прекрасно понимая, что поплавковые самолеты уже отживают свой век.
Ar-196 стал последним и наиболее массовым
гидросамолетом люфтваффе с поплавками. География базирования этих небольших,
но довольно агрессивных машин была очень обширна: Атлантика, Северное море,
Балтика, Средиземное и Черное моря. Очень эффективно поработал Ar-196 в
качестве корабельного разведчика, получив почетное прозвище "глаза
кригсмарине". Появление поплавкового "Арадо" над союзным конвоем могло
обозначать только одно - скорую атаку. Это был один из самых удачных
самолетов в своем классе, и то, что он прослужил до конца войны, лучшее тому
подтверждение.
После Второй Мировой несколько
Ar-196 попало в СССР. В августе 1951 г. в
институте № 15 ВМС СССР завершились государственные испытания гидросамолета
Ar-196. Если судить по составу вооружения, это была машина первых серий
Ar-196А0 или Ar-196А1. Самолет, несмотря на более чем десятилетний срок
эксплуатации и значительный физический износ, был модифицирован коллективом
под руководством А.П.Голубкова по просьбе командования ВМС. Объяснялось это,
скорее всего тем, что к тому времени в авиации флота ощущалась острая
нехватка специализированных самолетов.
Следует отметить, что серийное производство
гидропланов было прекращено с началом Великой Отечественной войны. Из
имевшихся до войны пяти конструкторских бюро по морским самолетам к началу
пятидесятых осталось только одно ОКБ Г.М.Бериева. Оно, по мнению Адмирала
Флота Н.Г.Кузнецова, являлось самым слабым из всех самолетостроительных
конструкторских бюро. Заказы военно-морских сил страны выполнял один не
полностью восстановленный завод № 86 в Таганроге, который только год спустя
после описываемых событий сумел приступить к выпуску летающих лодок Бе-6.
Основными гидросамолетами ВМС были около 130
"Каталин", полученных по "ленд-лизу", но для них остро не хватало запчастей.
Поэтому на заводе № 86 бывали случаи использования очередного, пришедшего в
негодность самолета в качестве "донора" для восстановления других машин
этого типа. В таких условиях морским летчикам приходилось летать буквально
на всем, что есть, в том числе и на старых трофейных "Арадо".
Гидроплан снабдили мотором АШ-62ИР с винтом
ВИШ-21 (от самолета Ли-2). При этом изготовили новые капоты мотора, маслобак
и моторную раму. Установили отечественный воздушно-масляный радиатор,
противопожарное оборудование, генератор ГСК-1500 и аккумуляторную батарею
12-А30. Самолет оснастили новой приборной доской с отечественными
пилотажно-навигационными приборами. В кабине стрелка-радиста появилась
спарка пулеметов ДА-2 калибром 7,62мм.
Есть основания предположить, что
"омоложенный" "Арадо" прослужил в авиации флота до 1953 г.
Техническое описание самолета.
"Арадо" 196- двухпоплавковый гидросамолет,
выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным
крылом.
Крыло - цельнометаллическое, двухлонжеронное,
трапециевидной формы в плане со скругленными законцовками - состояло из
центроплана и двух складываемых консолей. На крыле располагались посадочные
щитки и элероны, снабженные триммерами. Изменение положения центра масс
самолета допускалось в диапазоне от 19 до 27% средней аэродинамической
хорды.
Фюзеляж - круглого сечения с дюралюминиевой
обшивкой в средней части и овального сечения в хвостовой, обшитой полотном.
Двухместная кабина экипажа закрывалась общим сдвижным фонарем. В кабине
наблюдателя установлена радиостанция, обеспечивавшая устойчивую радиосвязь в
коротковолновом и длинноволновом диапазонах на расстоянии до 600 км. В
хвостовой части фюзеляжа располагалась в упакованном виде специальная
резиновая лодка.
Хвостовое оперение - однокилевое,
свободнонесущее. Стабилизатор и киль - цельнометаллические, рули высоты и
направления имели металлический каркас и полотняную обшивку. Руль высоты
выполнен неразъемным в виде одной плоскости со скругленными законцовками.
Рули оснащались аэродинамической и весовой балансировкой. На обоих рулях
имелось по одному триммеру.
Цельнометаллические однореданные поплавки с
водяными рулями крепились к крылу при помощи V-образных стоек из стальных
труб. В центральной части поплавков, перед реданом располагались вкладные
металлические 300-литровые топливные баки и дымогенераторы для постановки
дымзавес. Для перемещения самолета от слипа к ангару использовались
подкатные трехколесные тележки, крепившиеся к поплавкам в зоне реданов.
Самолет изначально был оснащен однорядным
звездообразным девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения BMW-132K с
односкоростным нагнетателем. Номинальная мощность двигателя на высоте 3000 м
при 2400 об/мин - 960 л. с. Взлетная мощность на уровне моря при 2500 об/мин
-1000л. с. На данной модификации самолета использовался трехлопастный
воздушный винт изменяемого в полете шага VDM с деревянными лопастями. Капоты
двигателя типа NACA.
Топливная система включала три бака (один
фюзеляжный и два поплавковых) и соединительную арматуру. Общий запас
горючего 670 кг. Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух 20-мм пушек
MGFF в консолях крыла и одного 7,92 мм синхронного пулемета MG17 справа в
носовой части фюзеляжа. В кабине наблюдателя на пулеметной установке типа
"К" находился 7,92-мм пулемет MG 15. Характерной особенностью этой установки
являлась простота и компактность. Она совершенно не зArромождала кабину
наблюдателя и в то же время обеспечивала значительные углы обстрела: вверх и
вниз примерно по 70° и в стороны до 90° от оси самолета.
Бомбовое вооружение размещалось в двух
крыльевых кассетах SC50, предназначенных для подвески двух бомб калибром до
50 кг. Сбрасывание бомб могло производиться из обеих кабин.