Уголок неба ¦ Yokosuka E14Y

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой морские
   E14Y
       
Разработчик: Yokosuka
Страна: Япония
Первый полет: 1939
Тип: Гидросамолет-разведчик для подводной лодки
  ЛТХ     Доп. информация
   


E9W1 стал последним бипланом, которым оснащались подводные авианосцы. В 1940 году ему на смену пришёл моноплан E14Y.

Следует упомянуть об интереснейшем этапе судьбы гидросамолёта Kugisho E14Y1 с экипажем - в составе пилота Набуто Фудзита и наблюдателя (штурмана) Содзи Окуда, который прославился тем, что стал единственным иностранным самолётом, сбросившим бомбы на территорию США в ходе Второй мировой войны. История этого события такова. Гидросамолёт E14Y1, стартовавший с катапульты авианесущей субмарины -25,9 и 29 сентября 1942 года выполнил два боевых вылета на бомбардировку побережья штата Орегон. Вооружение составляли две 76-кт фосфорные зажигательные бомбы.

Налёты стали ответом Японии на бомбардировку Токио экипажами бомбардировщиков полковника Джимми Дулиттла, стартовавшими с палубы авианосца Hornet в апреле 1942 года.

Бомбардировочные рейды гидросамолётов E14Y1 на Американский континент планировались с использованием карт, добытых вице-консулом Японии в Сиэтле.

С помощью бомбардировок зажигательными бомбами японцы рассчитывали вызвать крупные лесные пожары, которые сильные западные ветры должны были распространить по всему северо-западному побережью Америки. По мнению японцев, это должно было вызвать панику среди местного населения и недоверие к правитепьству США.

Хотя атаки E14Y1 и не сопровождались большим ущербом, они повлияли на ускорение развития событий на Тихом океане. Американцы, обеспокоенные действиями Японии, ускорили свои наступательные действия в этом регионе.

Создание гидросамолёта E14Y1 было вызвано развёртыванием третьей программы совершенствования подводного флота Японии, которая получила обозначение Otsu 3 и начала реализовываться с 1937 года.

В соответствии с этой программой флот разработал спецификацию 12-Shi для гидросамолёта-разведчика, который должен был сменить Watanabe E9W1 и поступить на вооружение новых подводных крейсеров.

Самолёт создавался на конкурсной основе, и поэтому руководство флота приняло все возможные меры по обеспечению максимального режима секретности. В конкурсе на создание нового самолёта-разведчика по спецификации 12-Shi приняли участие фирмы Kugisho и Watanabe Tekkosho. Но уже на начальном этапе стало ясно, что проект Kugisho бопее перспективен.

Группу инженеров фирмы Kugisho возглавлял Мицуо Ямада. Проблемы, с которыми конструкторам пришлось столкнуться при создании самолёта, оказались достаточно сложными. Необходимо было создать гидроплан с достаточно высокими лётными характеристиками, и в то же время не выйти за габаритные ограничения, заданные спецификацией 12-Shi.

Для своего самолёта Mitsuo Yamada выбрал монопланную схему с низким расположением крыла и двумя поддерживающими поплавками. При размещении машины в ангаре ограниченных размеров консоли крыльев складывались вдоль фюзеляжа, а стабилизатор - поворотом вниз.

В конце 1938 года, через год после принятия спецификации 12-Shi, была закончена сборка первых двух опытных экземпляров гидросамолёта, получивших обозначение "2-Shi морской экспериментальный лодочный гидросамолёт E14Y1".

В начале 1939 года начались лётные испытания гидросамолётов. Полёты одного из них производились в Токийской гавани. Управлял этой машиной экипаж в составе пилота лейтенанта Окане и наблюдателя Като.

E14Y1, как и его предшественники, был очень компактным двухпоплавковым монопланом со складывающимися консолями крыла и стабилизатором.

Двигатель - 9-цилиндровый Hitachi GK2 Tempu 12, воздушного охлаждения, укомплектованный деревянным двухлопастным воздушным винтом постоянного шага.

Силовой набор фюзеляжа состоял из металлических труб. Обшивка в носовой части - из листового дюралюминия, а центральная и хвостовая части фюзеляжа обшивались полотном.

Крыло смешанной конструкции с металлическими лонжеронами и деревянными нервюрами. Обшивка крыла полностью полотняная. Аналогичную конструкцию имело и хвостовое оперение.

Поплавки - цельнометаллические.

Кабина экипажа закрывалась прозрачным фонарём и имела сдвижные секции, которые обеспечивали доступ в неё экипажа.

Оборонительное вооружение самолёта состояло из одного 7,7-мм пулемёта, установленного на шкворневой установке в кабине наблюдателя. На крыльевых бомбодержателях самолёт мог нести две 30-кг бомбы.

При контрольном взвешивании оказалось, что масса E14Y1 составляет 1130 кг, что превышало расчётную величину на 180 кг. Следствием этого стало уменьшение полезной нагрузки. Таким образом, гидросамолёт мог взять только 200 литров топлива, что уменьшало радиус его действия до 480 километров. С такой дальностью полёта гидросамолёт не мог выполнять возлагавшиеся на него боевые задачи, что ограничивало возможности подводных лодок класса I-9, на вооружение которых он должен был поступить.

Учитывая перетяжелённость конструкции первых двух машин, третий и четвёртый опытные образцы, построенные Watanabe, были облегчены на 80 кг.

Недостаточную путевую устойчивость, проявившуюся в первых испытательных полётах, удалось устранить путём установки под фюзеляжем небольшого дополнительного киля и увеличения площади основного киля. При этом верхняя его часть могла складываться при установке самолёта в ангар.

В декабре 1940 года после внесённых в конструкцию изменений гидросамолёт приняли на вооружение под обозначением E14Y1 I-1, которое позже изменили на E14Y1 11.

Хотя EI4Y1 предназначался для вооружения подводных лодок, самолёт использовался и для патрулирования побережья Японских островов, поднимаясь в воздух с баз гидроавиации японского флота.

На подводной лодке E14Y1 размещался в сложенном виде в водонепроницаемом ангаре овального сечения высотой 1,4 м шириной 2,4 м и длиной 8,5 м, который располагался на палубе перед боевой рубкой. При этом поплавки отстыковывались от крыла и фюзеляжа, крылья также отстыковывались и укладывались вдоль фюзеляжа, фиксируясь в таком попожении струбцинами. Хвостовое оперение складывалось, стабилизатор с рулём высоты разворачивался вверх, а часть киля - вниз. С момента всплытия подводной лодки до старта E14Y1 с пневматической катапульты проходило 15 минут. Позже, после приобретения техническим персоналом опыта, это время сократилось до 6 минут 23 секунд. После завершения полёта самолёт производил посадку Около лодки, поднимался на борт подъёмным краном, разбирайся и помещайся в ангар.

Свой первый боевой вылет гидросамолёт EI4Y1 совершил на разведку базы Пёрл-Харбор 17 декабря 1941 года. Целью полёта стало фотографирование результатов атаки палубной авиации адмирала Нагумо, совершённое 7 декабря 1941 года. Гидросамолёт стартовал с катапульты подводной лодки I-7 и пропал. Вероятно, это стало первым столкновением американцев с гидросамолётом, получившим у них кодовое обозначение Glen.

Следующий выпет E14Y1 состоялся 1 января 1942 г. в районе Оаху. На этот раз полёт завершился успешно, и машина вернулась на борт лодки. Несмотря на наличие в этом районе радиолокационных станций, американцы не смогли обнаружить самолёт, и его появление для них стало полной неожиданностью.

В начале января 1942 года в австралийских водах успешно действовала подводная лодка I-25, на борту которой также находился E14Y1. 17 февраля

1942 года он совершил разведывательный полёт над Сиднейской гаванью, а 26 февраля E14Y1 сфотографировал акваторию австралийского порта Мельбурн. Пятью днями позже, 1 марта, гидросамолёт с I-25 совершил разведывательные полёты над Хобартом в Тасмании. 8 марта та же самая субмарина приблизилась к Веллингтону в Новой Зеландии и четыре дня спустя E14Y1 совершил вылет на разведку и фотографирование Окленда. Возвращаясь назад в Японию, подводная лодка I-25 выполнила разведку Суве на Фиджи.

Богатая разведывательная информация о местонахождении ВМС США, собранная лодкой I-25 с помощью гидросамолёта E14Y1, позже использовалась японским военно-морским командованием при планировании подводных атак.

В соответствии с планом развития флота японцы сформировали 8-ю эскадру подводных лодок под командованием адмирала Сазаки. Зоной действия эскадры должны были стать австралийские воды. В состав эскадры вошли лодки I-2-1, I-22, I-24, I-27 и I-29. Носителем гидросамолёта была только лодка I-21, а все остальные имели на борту двухместные малые подводные лодки.

Вечером 29 мая 1942 года гидросамолёт E14Y1 покинул авианесущую субмарину и выполнил разведывательный полёт над Сиднейской гаванью. Полученная информация немедленно передавалась на борт, подводных лодок. В 4.30 утра пилот обнаружил два американских судна Chicago и Perkins, на которые ему удалось навести четыре малые подводные лодки. Однако атака не удалась - американцы смогли обнаружить и потопить их.

4-я эскадра подводных лодок действовала в Индийском океане и включала в себя подводные лодки I-10 и I-30 - носители гидросамолётов E14Y1. 2 мая 1942 года E14Y1 с I-10 выполнил разведывательный полёт над Дурбаном, а несколько дней спустя - над Порт-Элизабет. Тем временем E14Y1 с борта I-30 выполнил подобные полёты над портами Занзибара, Адена, Джибути и французского Сомали, но ни один из портов не представил интереса для атаки.

Вскоре обе субмарины совместно с третьим судном, на борту которого находились две малые подводные лодки, приблизились к Мадагаскару, где союзники высадились в заливе Диего-Суарес для освобождения острова от французских войск правительства Виши. 29 мая в 10.30 утра с борта I-10 стартовал гидросамолёт E14Y1 для разведки побережья Мадагаскара. На следующий день, используя результаты авиаразведки, к острову направились две японские малые подводные лодки для блокирования порта Туамасина. Подводные лодки японцев потопили танкер и серьёзно повредили английский линейный корабль Ramilles. который пришлось отбуксировать для ремонта в Дурбан. Одна японская малая подлодка с задания не вернулась. .

Тем временем 1 -я эскадра подводных лодок, в состав которых вошли лодки I-9, I-15,I-17,I-19. и I-26. а также уже упоминавшаяся I-25, взяла курс на Алеутские острова. Задачей E14Y1 являлась разведка прибрежной полосы. Плохая погода усложняла выполнение этой задачи. Однако E14Y1 всё же стартовал с палубы I-25 в районе Кадьяка. В ходе разведывательного полёта экипажу удалось определить местонахождение крейсера противника и даже атаковать его.

В июне 1942 года 1 -я эскадра участвовала в операциях по захвату островов Атту и Киска японскими войсками, после чего возвратилась в Японию.

15 августа 1942 года I-25 под командованием капитан-лейтенанта Меиджи Тагами с E14Y1 на борту вышла из порта Йокосуку и к началу сентября прибыла к Западному побережью США около мыса Бланко штата Орегон.

Задачей E14Y1 (пилот Фудзита и наблюдатель Окуда) должен был стать сброс 76-кг зажигательных бомб на лесные области штата Орегон. Зажигательные бомбы были заполнены специальной зажигательной смесью, которая при возгорании давала температуру более 1500 градусов на площади 100 квадратных метров. В течение четырёх дней плохая погода не позволяла выполнить полёт. Только 9 сентября небо просветлело, и Фудзита со своим напарником стали готовиться к взлёту. Рано утром оба авиатора поместили маленькие семейные подарки в специальные деревянные коробочки, на случай, если они не смогут вернуться на лодку, и заняли место в кабине самолёта. Подводная лодка стала против ветра, и катапульта подняла в воздух гидросамолёт, который взял курс на мыс Бланко.

Самолёт углубился от береговой черты на глубину в 11 - 15 км, где экипаж сбросил бомбы на лесной массив. На обратном пути японские летчики обнаружили два транспортных судна, которые пришлось обойти, чтобы избежать обнаружения.

После посадки гидросамолёт быстро разобрали. Когда технический экипаж уже укладывал гидросамолёт в ангар, над подводной лодкой пролетел патрульный самолёт береговой охраны США А-29 Hudson, взлетевший с авиабазы, располагавшейся около Токома. Чтобы избежать атаки противолодочного самолёта, японская субмарина немедленно опустилась на глубину 70 метров. Через некоторое время раздался первый взрыв бомбы на глубине 25 метров, а чуть позже ещё два на глубине 30 метров.

Хотя атака противолодочного самолёта не причинила подводной лодке серьёзных повреждений, вызвав только незначительное нарушение работы электросистемы и временное нарушение радиосвязи, капитан I-25 принял решение быть более осторожным. Поэтому следующий вылет решили осуществить в ночь на 29 сентября. На этот раз атаке подвергся район к востоку от Порт Ор-форд. На маршруте к цели проблем не возникло, зато при возвращении экипаж с трудом определил местонахождение своей подводной лодки, которая ожидала самолёт на удалении 30 миль от побережья. После драматического поиска лодки по масляному следу лётчики сумели обнаружить субмарину, когда в баках оставались последние капли топлива.

Эти два налёта вызвали очень небольшой ущерб - главным образом, из-за длительных дождей в районах, выбранных для бомбардировки. Однако атаки эти имели историческое значение, поскольку в их ходе произошла единственная за всю Вторую мировую войну бомбардировка территории США вражеским боевым самолётом.

На обратном пути 4 октября 1942 года I-25 торпедировала американский танкер Camden, а двумя днями позже пустила на дно ещё один - Lam Dohery.

3 сентября 1943 года история I-25 завершилась на дне океана в районе Соломоновых островов, когда она была потоплена военным кораблём США Patterson. Наблюдатель с гидросамолёта E14Y1. атаковавшего побережье США, погиб в октябре 1944 года в районе Формозы во время атаки на американский авианосец.Единственным участником атаки на побережье США, пережившим войну, остался пилот Фудзита. Спустя двадцать лет после окончания войны Фудзита вместе с женой переехал в США, где супружеская пара поселилась в штате Орегон, там, где когда-то лётчик сбрасывал свои бомбы.

6 июля 1943 года подводная лодка I-8 с самолётом E14Y1 на борту вышла из порта Пананг (Суматра) и направилась к берегам Европы. 6 сентября она зашла во французский порт Брест. С борта лодки сгрузили курьерскую почту и некоторые другие грузы. В обратную дорогу японцы загрузили различные образцы новой боевой техники, включая ракеты и РЛС. С целью полного использования объёмов лодки гидросамолёт EI4YI оставили на берегу, где он был уничтожен в результате бомбардировок авиации союзников.

С конца 1943 года, после начала активного использования союзниками РЛС, применение для разведки гидросамолётов E14Y1 потеряло свою актуальность. Подводные лодки не могли себе позволить долго находиться на поверхности без вероятности быть обнаруженными противником. В этом же году закончилось и серийное производство E14Y1. Всего было выпущено 138 самолётов.




 ЛТХ:
Модификация   E14Y1
Размах крыла, м   11.00
Длина, м   8.54
Высота, м   3.80
Площадь крыла, м2   19.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1119
  нормальная взлетная   1450
  максимальная взлетная   1600
Тип двигателя   1 ПД Хитачи Темпу-12
Мощность, л.с.   1 х 340
Максимальная скорость , км/ч   246
Крейсерская скорость , км/ч   165
Практическая дальность, км   880
Максимальная скороподъемность, м/мин   295
Практический потолок, м   5420
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7,7-мм пулемет тип 92 в задней части кабины;
  60кг бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "Yokosuka E14Y (1)"
  Чертеж "Yokosuka E14Y (2)"
  Статья "Японская "подводная" авиация"
  Фотографии:

 Прототип E14Y1
 Один из первых серийных E14Y1
 Пара E14Y1 в полете
 E14Y1
 Взлет E14Y1 с подводной лодки
 Взлет E14Y1 с подводной лодки
  E14Y1 в полете

  Схемы:

 E14Y1
 Размещение E14Y1 внутри подводной лодки

  Варианты окраски:

 Прототип E14Y1     (с) Teodor Liviu Morosanu
 E14Y1 из 6-го флота     (с) Teodor Liviu Morosanu
 E14Y1 с подводной лодки I-7     (с) Teodor Liviu Morosanu

 



 

Список источников:

Моделист-Конструктор. Н.Околелов, А.Чечин. Старт из-под воды
Авиамастер. Борис Соломонов, Константин Кулагин. Подводная авиация страны Ямато
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Rene J.Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
AirMagazine. Yokosuka E14Y1
Mushroom. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft
Famous Airplane of The World. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: