Cамый первый ДБ-3 попал в морскую авиацию в 1937 г. Десятый серийный самолет,
изготовленный заводом No. 39, получила 47-я сбаэ ВВС Балтийского флота. До
аэродрома Котлы он не долетел - совершил вынужденную посадку из-за нехватки
бензина. Из эскадрильи отрапортовали в Москву: "Виновных в недостатке горючего
на самолете ДБ-3 частью не установлено".
Но за этой машиной последовали другие. К началу 1940 г. торпедоносные ДБ-3
полностью вытеснили устаревшие Р-5Т, КР-ба-Т и ТБ-1. В морской авиации имелись
три минно-торпедных полка - все на самолетах Ильюшина.
В 1938 г. 121-ю мтаэ ВВС Балтфлота переформировали в 1-й минно-торпедный полк (мтап),
базировавшийся на аэродроме Беззаботное. Эскадрилья ДБ-3 входила также в состав
15-го бап в Копорье. Впоследствии эту эскадрилью использовали для пополнения
l-ro мтап. В этом же году самолеты стали поступать в 4-й мтап в Романовке на
Тихоокеанском флоте (созданный на базе 29-й мтаб). Чуть позже, в 1939 г. на
Черном море в составе 63-й бригады сформировали 2-й минно-торпедный полк с
базированием на аэродромах во Владиславлевке и Сарабузе (основой для него стала
35-я мтаэ). Северный флот в довоенный период минно-торпедной авиации не имел.
На 25 апреля 1940 г. морская авиация располагала 133 ДБ-3 и 88 ДБ-3Ф. Из них на
Балтике находились 75 машин, на Черном море - 71, на Тихом океане - 64.
От обычных бомбардировщиков торпедоносцы отличались торпедным мостом Т-18,
позволявшим нести одну торпеду типа 45-36АН или 45-36АВА или мину МАВ-1 на
минодержателе МД-39. В конце 1939 г. к этому ассортименту добавилась новая мина
АМТ -1, предназначенная для беспарашютного сбрасывания. Ее заряд (250 кг) был
куда мощнее, чем в МАВ-1 (100 кг).
Подвеска этой мины тоже была наружной. Точность постановки получалась куда выше,
чем у старой МАВ-1, но существовали ограничения по высоте сброса и минимальной
глубине постановки. Однако, все это оружие было освоено еще недостаточно. В 1940
г. подготовку лишь одного полка оценили как "удовлетворительную", а два других
получили "неуды". На Балтике торпедометание по подвижным целям еще и не
начиналось, на Черном море освоили поражение их низким способом.
Практическое освоение методов применения торпед фактически началось лишь в 1941
г. Причем интенсивность его нельзя назвать высокой. Так, в 1-м мтап за всю
первую половину года произвели всего 78 сбрасываний ходовых торпед и болванок.
Лишь две эскадрильи полка из пяти успели обучить низкому торпедометанию и
столько же - высотному. С минами многие балтийские экипажи вообще не летали,
хотя все самолеты имели оборудование для подвески МАВ-1 и АМГ-1. В ВВС
Черноморского флота количество подготовленных экипажей было еще меньше - по
одной эскадрилье для низкого и высотного торпедометания.
На 1 апреля 1941 г. морская авиация обладала в общей сложности 243 ДБ-3, что
составляло 88,7 % штатной численности. В это число входили не только
торпедоносцы, но и обычные бомбардировщики. В частности, их имел 57-й бап на
Балтике. К началу войны 1 -й и 2-й мтап довели до штатной численности; в первом
имелся 61 самолет, во втором - 63.
Все это были машины на базе ДБ-3Б, за исключением одной эскадрильи ДБ-3Ф на
Черном море. Торпедоносцы на основе ДБ-3Ф отличались от обычных дальних
бомбардировщиков торпедной подвеской, специальным прицелом ПТН-5 и иным
размещением обтекателя рамочной антенны радиополукомпаса - его ставили не под
фюзеляжем, где он мешал сбросу торпеды, а сверху - над штурманской кабиной или
над гаргротом.
В июне 1941 г. в частях и на складах находилось 1199 торпед 45-36АВА и 878
45-36АН, в том числе на западе - 1007 торпед. Мин в 1 -м мтап вообще не имелось,
их получили только через несколько дней после начала войны (48 МАВ-1 и 43
АМГ-1). На аэродромах авиации Черноморского флота хранилось 40 штук АМГ-1 и
МАВ-1, в течение двух недель доставили еще 80 мин этих же типов.
От первых ударов люфтваффе по советским аэродромам минно-торпедная авиация не
пострадала. Но быстрое продвижение немцев на восток приковало все внимание к
сухопутным фронтам. В связи с этим минноторпедные полки вынужденно использовали
как обычные бомбардировщики для ударов по береговым целям. Самолеты бомбили
скопления живой силы и техники противника, мосты и переправы, аэродромы, порты.
1-й мтап, например, привлекался к дневным атакам на колонны немцев, двигавшиеся
по дорогам Прибалтики, а в августе-сентябре - к ночным налетам на Берлин,
Штеттин, Данциг и другие города Германии. В первом случае морские летчики
подменяли фронтовую авиацию, во втором - дальнебомбардировочные полки. 30 июня
совершил подвш экипаж младшего лейтенанта Игашева. Горящим самолетом Игашев
таранил немецкий истребитель, а затем направил его на танковую колонну. Решая
несвойственные ей задачи, да еще при плохо организованном боевом обеспечении и
превосходстве немцев в воздухе, морская авиация несла большие потери. За первые
два месяца минно-торпедные полки на Балтике и Черном море потеряли 82 самолета,
т. е. более половины своего довоенного состава.
Именно морские летчики первыми нанесли удар по столице фашистской Германии. Для
этого выделили лучшие экипажи 1-го мтап под командованием Е.Н. Преображенского.
1 августа 15 ДБ-3 перебазировали на аэродром Кагул на о. Эзель, оттуда до
Берлина было около семи часов лета. После предварительной разведки 8 августа все
15 бомбардировщиков отправились на Берлин. Налет оказался для немцев неожиданным
- потеряли всего один самолет.
После трех вылетов к операции подключилась дальнебомбардировочная авиация. Всего
до 4 сентября на Берлин сбросили 620 бомб, потеряли 18 ДБ-3, в том числе семь
-уничтоженных немецкими самолетами на Кагуле. Все участники операции были
награждены, пятеро стали Героями Советского Союза.
На Черном море ситуация была очень схожей. В первые дни войны морские летчики
бомбили порт Констанца, нефтепромыслы в Плоешти, объекты в Сулине и Тульче.
Только по Плоешти совершили 56 самолето-вылетов. Но с 20 июля все самолеты
переключили на поддержку сухопутных сил.
По прямому назначению в первый год войны минно-торпедная авиация применялась
мало. На Балтике единственный случай боевого вылета с торпедами имел место 12
июля 1941 г. на Балтике. Ставилась задача атаковать большой конвой (42
транспорта и 11 кораблей охранения), шедший в Ригу. Три группы самолетов (всего
24 ДБ-3) искали его, но не нашли. Лишь 13 июля конвой обнаружили на подходе к
Риге. В налете участвовали 27 ДБ-3 и шесть Ар-2, но пользовались только бомбами.
Потопили два транспорта и повредили восемь.
Мины использовались чаще. В ночь на 29 июня самолеты 1 -го мтап сбросили 21
МАВ-1 на подходах к Хельсинки, Пори и Котке. В июле ДБ-3 заминировали новыми
АМГ-1 устье Западной Двины. В том же месяце в полк доставили 33 мины МИРАБ -
донных индукционных (магнитных). Подвеска, предназначенная для МАВ-1 и АМГ -1,
для них не подходила и заводская бригада смонтировала новую. В ночь на 20 июля
пара самолетов выставила четыре таких мины у маяка Овизи в Рижском заливе.
Дальше из-за отступления советских войск летчикам Балтики стало не до минных
заграждений.
На Черном море первые случаи минных постановок также относятся к июню 1941 г.
Минировались устье Дуная и подходы к Констанце. В ночь на 30 июля четверка ДБ-3
сбросила мины АМГ-1 в Тульчинский рукав Дуная. Но быстрое продвижение немецких и
румынских войск привело к тому, что после окружения Одессы полеты с минами были
прекращены. Из запланированных 46 мин фактически установили только 15.
В сентябре 1941 г. минно-торпедная авиация появилась на Северном флоте. С
Балтики туда перевели звено ДБ-3Ф во главе с капитаном И.Я. Гарбузом. Сначала
они использовались как обычные бомбардировщики, а затем как высотные
торпедоносцы. До конца года сбросили 13 торпед 45-36АВА и не попали ни разу.
С весны 1942 г. возобновились минные постановки. Балтийцам поставили задачу
перекрыть фарватеры, пробитые во льду на подходах к Хельсинки, повторив то, что
делалось во время войны с Финляндией. Но теперь собирались сбрасывать АМГ -1.
Решили проверить, что будет, если она упадет на лед. Оказалось, что мина с
высоты 300 м пробивала толщу льда до 80 см и встает на заданное углубление; если
же лед был мощнее, срабатывало устройство самоподрыва.
Первый боевой вылет с минами совершили 7 марта 1942 г. Хотя требовалось
уложиться в полосу шириной 30-50 м - канал, пробитый ледоколом, экипажи успешно
справились с задачей. ПВО финнов отвлекли одиночные бомбардировщики, атаковавшие
цели в Хельсинки.
В мае-июне ДБ-3 (среди которых становилось все больше новых Ил-4) стали
применять английские донные мины АМк. I и АМк. IV. Они были более совершенны,
нежели МИРАБ. Заряд достигал 300 кг, а взрыватели - куда лучше советских.
Сбрасывались английские мины с высоты 150-200 м. Основным недостатком являлась
значительная длина - 4,2 м. Позднее поступили мины АМк. V, более компактные
(около 2 м длиной), хотя имели заряд 250 кг. Ил-4 брали по одной такой мине,
затем после небольших переделок - две.
После того как в июне-июле 1942 г. балтийские летчики засыпали такими минами
пролив Бьерке-зунд, противнику пришлось закрыть там движение судов и пустить в
ход тральщики.
На Черном море в мае самолеты 5-го мтап сбросили 25 АМГ-1 у побережья Азовского
моря. Но дальнейшее отступление сорвало и эту операцию. Из-за перебазирования
полка еще 25 мин установлены не были. В июле, после оставления Севастополя, в
одной из бухт сбросили шесть АМк. IV. Такие же мины затем использовались у о.
Бирючий, в Керченском проливе и около Феодосии. За 1942 г. на Черном море
сбросили 46 мин.
Когда сошел лед, за боевую работу принялись и торпедоносцы. Но до конца года их
деятельность протекала довольно вяло. 21 мая пара черноморских Ил-4 атаковала
транспорт противника в районе Килийского гирла и повредила его. Чуть позже, в
начале июня, начали действия и на Балтике. Два самолета (ведущим был Е.Н.
Преображенский) безуспешно попытались поразить торпедами два сторожевика.
Неудачу объяснили тем, что глубина хода торпед превышала осадку кораблей. Только
в июле экипажи капитана Дронова и старшего лейтенанта Пяткова потопили первые
два корабля противника.
На Северный флот в марте 1942 г. прибыли с Тихого океана еще шесть экипажей Ил-4
под командой Г. Д. Поповича. Эскадрилья торпедоносцев вошла в состав 2-го гв.
сап. В мае доставили партию из 24 торпед 45-36АН. Первые вылеты с ними
североморцы совершили 2 и 17 июля 1942 г., но успех пришел позже. 29 июля, на
основании данных воздушной разведки, пара Ил-4, которую вел капитан Гарбуз,
атаковала конвой противника, состоявший из двух транспортов и семи кораблей
охранения. В результате попадания двух торпед большой транспорт (водоизмещением
около 15000 г) затонул.
Для пополнения парка авиации ВМФ весной 1942 г. передали некоторое количество
Ил-4 в варианте бомбардировщика из заказа ВВС. Ильюшинцы оперативно подготовили
чертежи переделки их в торпедоносцы. Работу вел завод No. 81. К 22 мая он уже
модифицировал 40 самолетов, усиливших ВВС флотов.
В ноябре 1942 г. североморцы получили английские торпедоносцы "Хэмпден" ТВ. I и
получили возможность сравнить их с Ил-4. Импортные машины оказались тихоходнее и
менее маневренны. Пополнившись новой техникой, организовали 24-й мтап из двух
эскадрилий на "Хэмпденах" и одной на Ил-4. До конца года североморские
торпедоносцы сбросили 20 торпед, но достигли всего шести попаданий.
К концу 1942 г. на западных флотах практически не осталось старых ДБ-3Т. Их
вытеснили Ил-4. Поскольку торпедоносцы отличались от бомбардировщиков фактически
только торпедной балкой, то они претерпели все те же изменения, что и остальные
серийные машины завода No. 126. Кроме того, морской авиации передавали самолеты
ВВС и АДД, как новые, так и бывшие в употреблении. Забегая вперед, надо сказать,
что всего за войну от промышленности моряки получили 176 ДБ-3Ф/Ил-4, а еще 114
бомбардировщиков были приняты от сухопутных летчиков. 70 из них переоборудовали
в торпедоносцы, а остальные эксплуатировали в первозданном виде.
Поскольку внутренний объем бомбоотсека на торпедоносцах не использовался, иногда
туда ставили дополнительный бензобак. С октября 1942 г. их стали ставить в 5-м
мтап. Там же дополняли вооружение Ил-4 реактивными снарядами РС-82.
Так что специфика совершенствования морских Ил-4 (иногда их именуют Ил-4Т)
заключалась в основном в совершенствовании их вооружения - авиамин и торпед. На
торпедах для низкого торпедометания появились стабилизаторы. Они были двух
видов: перистые Сагайдука, применявшиеся на Черном море, и цилиндрические АН-42,
спроектированные в НИМТИ и использовавшиеся на севере и на Балтике. В декабре
1942 г. приняли на вооружение новые отечественные неконтактные донные мины
АМД-500 и АМД-1000 весом соответственно 500 и 1000 кг.
Для повышения эффективности торпедометания дистанцию сброса сократили до
минимума - 400-800 м.
С конца 1942 г. в морскую авиацию стали поступать американские бомбардировщики
А-20, которые у нас переделывались в торпедоносцы. Вот они стали серьезными
соперниками Ил-4, превосходя по скорости, маневренности, оборонительному
вооружению. На эти машины постепенно начали переходить полки на Балтийском и
Северном флоте. Однако Ил-4 не были заменены полностью. На 1 января 1944 г. в
строю на западных флотах находились 58 ДБ-3/Ил-4 и 55А-20. Я не случайно
упомянул ДБ-3 - на Балтике еще летали три старых машины. В 1943-45 годах Ил-4
вносил немалый вклад в войну на море.
Интенсивность торпедных атак и минных постановок постоянно возрастала.
Проводились крупные комбинированные операции с участием различных родов авиации.
Пример таковой можно считать налет на Констанцу 20 августа 1944 г., когда
совместно действовали истребители, бомбардировщики, торпедоносцы и штурмовики.
Из состава 5-го мтап были привлечены 14 Ил-4. Противник понес большие потери.
Таким образом действовали и по кораблям в море. 24 апреля 1944 г. там же, на
Черном море, удар по конвою нанесли 11 Ил-4 с торпедами, 10 "Бостонов" (А-20),
12 Ил-2, три Пе-2 и 12 истребителей. Летчики потопили лихтер "Лео", повредили
транспорт "Данубице" водоизмещением 2000 т.
Известен даже случай атаки специфически морским оружием цели на суше.
Потребовалось взорвать находившуюся в тылу у немцев плотину ГЭС "Свирь-3".
Совместными усилиями топмачтовиков A-20G, Ил-4 с морскими минами и штурмовиков
Ил-2, подавлявших зенитные батареи, она была разрушена.
В 1943-44 годах на Черноморском и Северном флотах Ил-4 пытались использовать и
как патрульный противолодочный самолет с бомбами ПЛАБ-100, но эффективность
таких действий была невелика.
Важной новинкой, внедренной на морских Ил-4, стали бортовые радиолокаторы. В
1943 г. НИИ радиопромышленности создал РЛС "Гнейс-2М", специально
предназначенную для поиска целей на море. Плоская передающая антенна
располагалась на месте носового пулемета, приемные, напоминавшие внешне
лестницы, размещались по бортам фюзеляжа. Оператор сидел на месте
стрелка-радиста. Испытания станции проходили осенью 1943 г. на Каспийском море.
РЛС создавала массу проблем штурману, поскольку помехи от нее воздействовали на
многие приборы. В мае следующего года испытания продолжили на одном из самолетов
5-го гв. мтап (принадлежавшем известному летчику В.И. Минакову). Первый вылет с
РЛС состоялся 20 мая. Антенная система уменьшала скорость примерно на 20 км/ч и
несколько ухудшила маневренность. Первый ночной поиск имел место 6 июня. Но
нашли лишь несколько рыболовецких судов у румынского берега, на которые не
стоило тратить торпеду. И все последующие боевые вылеты с РЛС закончились
безрезультатно. На Балтике такие же радары ставили на А-20, их применение было
более удачным.
После объявления войны Японии довелось принять участие в боевых операциях и
летчикам Тихоокеанского флота. На Дальнем Востоке, далеком от громыхавшего на
западе фронта, минно-торпедные полки до лета 1945 г. летали на Ил-4 и старых
ДБ-3Т; последних было до трех четвертей парка (имелось 25 Ил-4 и 68 ДБ-3Т). В
июле начали поступать американские A-20G и А-20Н, но их к началу кампании
освоить не успели.
Первый вылет на "свободную охоту" состоялся 9 августа. Два торпедоносца из 49-го
мтап вернулись безрезультатно. На следующий день четыре самолета атаковали
транспорт в Японском море (севернее мыса Казакова), но все торпеды прошли мимо.
Всего тихоокеанцы за кампанию сбросили 52 торпеды, и потопили всего пять
транспортов и один боевой корабль. В целом экипажи были подготовлены достаточно
хорошо. Неудачи объяснялись отсутствием у летчиков боевого опыта (при наличии
такового в избытке у противника), переоценкой возможностей ПВО японских
кораблей, неумелой организацией атак, недостаточной разведывательной
информацией.
Самолеты минно-торпедных полков использовались и как обычные бомбардировщики
против сухопутных целей. 15 августа 11 ДБ-3 из 52-го мтап бомбили станцию
Ко-мусан. Их обстреляли зенитки, а затем атаковал японский истребитель, но его
сбил Як-9 из состава эскорта. 18 августа 44 торпедоносца из двух полков
участвовали в налете на железнодорожный узел Кисею.
На Тихоокеанском флоте имелись и ДБ-3 - разведчики. 10 машин входили в состав
50-го разведывательного полка.
До самого конца Отечественной войны Ил-4 оставался самым массовым типом
торпедоносца. Более того, к концу войны соотношение между А-20 и Ил-4 стало
меняться в пользу последних. Исключением стал лишь Тихоокеанский флот, где
старые ДБ-3 уступили место американским машинам.