<< К
началу
24 ОКТЯБРЯ
В среду 24 октября, несмотря на
вчерашний разгром,
бомбардировщики вновь вылетели в
"Аллею МиГов". Целью восьми В-29
98-й БАГ стал железнодорожный мост
у Сунчхона. 4-е авиакрыло
выставило истребительный "заслон"
у Ялуцзяна. Прикрытие района
осуществляли 16 "Метеоров" из
77-й эскадрильи Австралийских
Королевских ВВС, для
непосредственного сопровождения
бомбардировщиков были выделены 10
"Тандерджетов".
В
14:58 РТС 64-го ИАК на рубеже Пхеньян-Нампхо
обнаружили противника, через три
минуты полки 303-й ИАД были
приведены в готовность № 1. В 15:06
начался подъем истребителей, в
течение девяти минут на перехват
ушли 16 МиГов 523-го, 20 МиГов 18-го
Гвардейского и 18 МиГов 17-го полков.
Под общим командованием
подполковника Сморчкова группы
взяли курс на район Анджу-Кочхон.
В
воздухе командирам групп были
поставлены задачи: 523-му ИАП
связать боем "заслон", 17-му и
18-му прорываться к
бомбардировщикам. К этому времени,
однако, В-29 уже успели отбомбиться
и начинали отходить из района в
сторону Восточно-Корейского
залива. В 15:22 в районе Сунчхона 523-й
полк встретил "Метеоров" и
"Сейбров" групп "заслона"
и вступил с ними в бой.
20
МиГов 18-го ГвИАЛ, пытаясь догнать
"Суперфортрессы", на высоте
9500 метров последовали в юго-восточном
направлении. В 15:35 в районе города
Яндок летчики обнаружили группу В-29
под прикрытием "Метеоров",
"Тандерджетов" и "Сейбров".
Подполковник Сморчков решил
силами 1-й эскадрильи сковать
истребителей, 2-й и 3-й атаковать
бомбардировщиков.
Встреча
произошла в непосредственной
близости от линии Пхеньян-Вонсан,
пересекать которую истребители 64-го
ИАК не имели права, поэтому
летчикам удалось провести по "Суперфортрессам"
лишь по одной атаке. При этом
большинство отстрелялись с
дистанций полутора-двух
километров и более. Единственной
результативной стала атака
гвардии подполковника Сморчкова,
который открыл огонь, сблизившись
на дистанцию 700 метров, и вышел из
атаки, когда до В-29 оставалось
только 300 метров. В результате
бомбардировщик загорелся. Однако
и А.П.Сморчкову не удалось выйти
из боя невредимым. Он вспоминал,
как "... напоролся на очередь
сразу, как только сбил Б-29. Смотрю -
"Тандерджет" бьет МиГа. "Крепости"
- справа внизу и все их стрелки
палят. А я махнул боевой разворот
влево и на трассу налез. Кабина
разгерметизировалась, пуля - в
ногу, по кости, но кость цела... Но я
его все-таки выбил... "
Группе
17-го ИАП участвовать в бою не
довелось, поскольку
бомбардировщики успели уйти за
линию Пхеньян-Вонсан. По итогам
боя на счета летчиков 18-го и 523-го
полков были записаны сбитыми 4 F-86,
4 "Метеора" и 1 В-29.
Американские
издания сообщают, что 24-го октября
в самом начале боя один "Метеор"
был поврежден огнем МиГов, и после
отказа правого двигателя
сорвался в штопор. Его пилоту
флаинг-офицеру Хэмилтону-Фостеру
(Hamilton-Foster) удалось восстановить
управление и посадить самолет в
Кимпхо несмотря на то, что на
глиссаде смолк и левый двигатель.
Пострадал и один В-29 98-й группы,
который был поврежден настолько
серьезно, что совершил аварийную
посадку на воду в бухте Вонсана.
На счет стрелка 344-й эскадрильи
техник-сержанта Гарольда
Сеттерза (Harold М. Setters) записали
один сбитый МиГ.
Реально
24-го октября от огня "Суперфортрессов"
МиГи потерь не понесли, хотя в бою
с "Сейбрами" был сбит и
катапультировался летчик 523-го
ИАП старший лейтенант Георгий
Харитонович Дьяченко.
Единственным пилотом F-86, на счет
которого в тот день была записана
победа, стал ас Второй Мировой
войны полковник Харрисон Р. Тинг (Harrison
R. Thing) из управления 4-го авиакрыла
- будущий командир крыла и ас
Кореи.
Кроме
того, помимо самолета Сморчкова,
были повреждены еще три МиГа 18-го
ГвИАП - один получил одну пулевую
пробоину в носовой части, второй
был поврежден гильзой 37-мм
снаряда, и третий получил одну
пробоину в крыле от осколков
своих снарядов.
Мы
не можем обойти вниманием тот
факт, что Герой Советского Союза
Александр Павлович Сморчков в
сложнейших вылетах сбивал по
бомбардировщику три дня подряд,
причем все его победы над "крепостями"
признаны противоположной
стороной - случай крайне редкий!
27 ОКТЯБРЯ
Суббота
27 октября стала последним днем
"Черной недели". Вылет девяти
В-29 19-й БАГ против
железнодорожного моста в районе
Анджу обеспечивали 32 F-84 49-й и 136-й
авиагрупп и 16 австралийских
"Метеоров". Поскольку было
известно, что МиГи избегают
полетов над морем, маршрут группы
построили так, чтобы
бомбардировщики находились над
водами Желтого моря как можно
дольше, и пересекли береговую
черту лишь в непосредственной
близости от цели. Над Ялуцзяном,
как обычно, поставили заслон "Сейбры".
В
10:02-10:04 для перехвата В-29 были
подняты 22 МиГ-15 523-го ИАП под
командованием гвардии майора А. Н.
Карасева - ударная группа 303-й ИАД.
Группы 17-го и 18-го Гвардейского
полков, по 20 истребителей каждая,
получили задачу связать боем
истребители "заслона" и
непосредственного сопровождения.
Вспоминает
Д.А.Самойлов: "...Я вылетел своей
парой (ведомый-старший лейтенант
Михаил Зыков - Авт.) в звене Попова,
командира нашей 2-й эскадрильи. 1-я
и 3-я АЭ были ударными, а мы
прикрывающими, и шли замыкающей
группой полка.
Подлетаем
к району встречи, и я вижу картину:
вправо к заливу уходит группа
"крепостей", - совершенно
свободная, не прикрытая никем, - а
за ней огромный клубок
истребителей. Говорю Попову:
"Наверное, надо "больших"
атаковать." Он командует:
"Атакуем!" - и сразу на них. Я
справа от него находился, и те
вправо у ходят. Не захотелось мне
почему-то перестраиваться, и я
тоже резко развернулся вправо.
Крен пришлось сделать почти 90
градусов, Попова из виду потерял,
подтянул еще немного и вывел
самолет на прямую. Огляделся -
Зыков справа мотается, и никого
больше... Куда Попов подевался - не
знаю, и потом после вылета
спросить забыл. "
В
это время пара капитана Попова
вступила в бой с F-84 из группы
прикрытия. Из шести МиГов 2-й
эскадрильи к "Суперфортрессам"
удалось прорваться лишь
Д.А.Самойлову со своим ведомым. Он
продолжает: "...И вот передо мной
девятка В-29-х. Они с дымком, на
форсаже удирали в залив, знали,
что мы там не летаем. Но, тем не
менее, у меня скорость тысяча с
лишним, а у них нет и семисот,
сближаемся быстро. Они палят из
пулеметов, трассы на встречных
курсах не видны, но по огонькам на
всех башнях ясно - стреляют.
Провел атаку, зажег одного... Мне
бы проскочить над или под ними,
как угодно, - скорость большая, мог
бы оторваться, - а там
развернуться и вторую атаку в
лоб... Но не захотел на встречных
курсах, сзади атаковать удобнее,
скорость сближения меньше. И как
только прекратил огонь, сразу
начал боевой разворот - почти над
их группой. И вот тут Зыков кричит:
"Я подбит!" Когда зависли над
ними, они его и зацепили. Всё, раз
подбит, то надо выходить из боя.
Отворачиваем
и видим, что к "крепостям"
несется вся та свора истребителей
- и МиГи, и F-84. Один "Тандерджет"
попался мне, легко так... На
встречно-пересекающихся, под
ракурсом примерно 3/4. Дал очередь,
смотрю - повалился... Ну, а домой
прилетели, посмотрели - у Зыкова
всего одна пробоина, в фюзеляже
где-то..."
В
целом следует признать, что
истребителям прикрытия удалось
сковать действия МиГов. Как
отмечалось в выводах по
результатам боя, "...к
бомбардировщикам мало прорвалось
наших истребителей. Много пар и
звеньев излишне увлеклись боем с
истребителями непосредственного
прикрытия"[16]
На
счета летчиков 523-го ИАП были
записаны сбитыми 2 В-29 и 2 F-84. Кроме
того, обеспечивавшие удар 17-й и 18-й
Гвардейский полки записали в свой
актив 2 F-86 и 1 F-84. Все МиГи
вернулись с задания, но три
получили повреждения от огня F-84.
Западные издания сообщают, что
27-го октября МиГами были
повреждены 4 В-29, один из них
серьезно. Пять стрелков "Суперфортрессов"
получили на счета по сбитому МиГу,
еще один МиГ был заявлен пилотом
"Метеора" флаинг-офицером
Ридингом (Reading) как тяжело
поврежденный.
ИТОГИ "ЧЕРНОЙ НЕДЕЛИ"
В
октябрьских боях летчики 64-го ИАК
окончательно выработали тактику
успешной борьбы с "Суперфортрессами".
На опыте было установлено, что
"...АЭ МиГ-15 способна вести
успешный воздушный бой с группой
до 8 Б-29, прикрытых до 12 Ф-80, Ф-84. Aтака
- на максимальной скорости
одновременно или последовательно
звеньями. Такая атака лишает
прикрытие возможности оказать
противодействие, т.к. они не
успевают изготовиться.
Атака:
сзади под ракурсом 0/4-2/4 по
подвижной сетке [прицела],
целиться по бакам, моторам, кабине.
Огонь с дистанции 800-300 метров.
длинными очередями. По прекращены
огня проходить вплотную над Б-29 с
последующим выходом вперед с
отворотом на 20-30 градусов. Пройдя
1-1,5 минуты, развернуться на 180
градусов в противоположную
отвороту сторону и произвести
повторную атаку спереди под
ракурсом 0/4-2/4. Огонь открывать с
дистанции 1300-1200 метров; прекращая
на дистанции 400 метров, после чего,
не изменяя направления со
скольжением выходить из атаки"
[17]
Но
этот опыт уже не пригодился Для
летчиков Корпуса вопрос "как
сбить" отошел на второй план
пере, вопросом "как найти",
поскольку 27 октября МиГи и В-29
последний раз встретились при
свете дня.
28
октября на встрече командного
состава БАК и 5-й ВА на авиабазе
Итадзуке был сделан вывод о том,
что удержать МиГи от прорыва к "Суперфортрессам"
силами сколь угодно большого
числа истребителей сопровождения
практически невозможно Пилоты
"Тандерджетов" и "Метеоров",
сопровождая В-29 на высотах более
6000 метров, летали почти на
предельном для их устаревших
самолетов числе Маха. Любая
попытка вы полнить энергичный
маневр в бою с МиГами
заканчивалась для них потерей
управления. Единственной
реальной защитой для
бомбардировщиков мог стать лишь
непробиваемый "заслон" "Сейбров",
но 5-я ВА не располагала
достаточным для постановки
такого "заслона" числом F-86. В
этих условиях глава БАК генерал
Джо У. Келли (Joe W. Kelly) предложил
перейти на ночные вылеты. При
имеющемся уровне оснащения
бомбардировщиков
радиолокационной аппаратурой, В-29
могли выполнять каждую ночь пять-семь
одиночных вылетов на
бомбометание с использованием
системы SHORAN, пять-семь вылетов по
наведению с земли, два "психологических"
вылета на разброс листовок и
вылеты на разведку по требованию.
Главной же задачей Келли назвал
как можно более скорый переход
всех экипажей к бомбометанию по
системе SHORAN. Главком ДВ ВВС
генерал Отто П. Уэйленд
согласился с Келли.
Позже
"Суперфортрессы" еще
совершили ряд дневных вылетов на
поддержку наземных войск на поле
боя, но севернее Пхеньяна уже не
появлялись. В карьере дневных
стратегических бомбардировщиков
В-29 летчики 64-го ИАК поставили
последнюю точку. Однако борьба с
ними не закончилась. Она
переместилась в ночь.
Пребывание
в этом мире не бесконечно, Уход
закономерен и неизбежен, но...
Ветераны уходят, и мы теряем
творцов и свидетелей целой эпохи.
В работе над корейской темой мы
неизменно получали помощь
прекрасного человека - Александра
Павловича Сморчкова - Героя
Советского Союза, ветерана
Великой Отечественной и Кореи,
Авиатора, бесподобного
рассказчика. 16 ноября 1998 г. на 78-м
году он ушел из жизни...
Мы
бесконечно признательны,
летчикам и техникам 64-го ИАК,
поделившимся своими
воспоминаниями - Виктору
Георгиевичу Монахову, Дмитрию
Павловичу Оськину, Виктору
Павловичу Попову, Дмитрию
Александровичу Самойлову,
Александру Павловичу Сморчкову,
Николаю Михайловичу Чепелеву,
Николаю Ивановичу Шкодину и
многим другим, а также Гарольду Е.
Фишеру, предоставившему рукопись
своих мемуаров.
Неоценимую
помощь оказали представители
Российско-Американской
Совместной Комиссии по поиску
военнопленных и пропавших без
вести Данз Ф. Блассер и Ричард У.
Харрисон.