|
РЕАКЦИОННЫЕ МИЛИТАРИСТСКИЕ круги США и других стран НАТО не желают мириться с начавшимися позитивными процессами в области разоружения. Прикрываясь избитыми лозунгами о
"советской военной угрозе" и "решающем превосходстве стран Варшавского Договора в обычных
вооружениях", они продолжают
наращивать мощь своей военной машины. Наряду с развитием ударных сил в НАТО большое внимание уделяется совершенствованию системы ПВО, одним из активных компонентов которой является истребительная авиация.
Роль и место истребительной авиации в системах ПВО, по взглядам западных специалистов, определяются особенностями военно-географического положения, политической и экономической значимостью
конкретных районов и объектов, боевыми свойствами и возможностями входящих в состав ПВО
истребителей и других сил и средств. Значительное влияние на роль и место истребительной авиации
оказывают экономические факторы и уровень развития каждой страны. Исследуя этот вопрос,
они пришли к выводу, что изменения упомянутых факторов, особенно боевых
возможностей зенитных ракетных
комплексов (ЗРК) и истребителей, которые развиваются отнюдь не одинаковыми темпами, вызывают время от времени переоценку их роли и места в системах ПВО. В иностранной прессе отмечается, что амплитуда таких из
мнений оказывалась весьма широкой - от признания истребительной авиации главным средством ПВО до полного ее отрицания. В годы второй мировой войны, в
предыдующих войнах до появления зенитных управляемых ракет (ЗУР) истребители играли решающую роль и составляли основу ПВО многих государств. При отражении налетов авиации противника они действовали как на дальних подступах, так и не
посредственно над обороняемыми объектами. На втором месте была зенитная артиллерия (ЗА), хотя эффективность ее постепенно повышалась. Так, если в первой миро
вой войне на долю ЗА всех воюющих стран пришлось примерно 15-20 проц. сбитых самолетов, то во второй мировой войне - уже 40 проц.
Поступающие на смену ЗА зенитные ракетные комплексы вначале были лишь средством усиления истребительной авиации. В дальнейшем их роль быстро возрастала. Так, в локальных войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке ими было уничтожено (вместе с ЗА) около 90 проц. всех сбитых воздушных целей. Такая высокая эффективность действий ЗРК привела к переоценке роли и места истребительной авиации в системах ПВО. На Западе начали появляться новые теории организации ПВО, в которых истребителям
отводилось более чем скромное место. Их предполагалось использовать только для прикрытия второстепенных, не защищенных зенитными ракетными комплексами районов. Так, французский армейский генерал Бофр заявлял:
"Как бы то ни было, теперь ясно, что авиация уже не может играть решающей роли в противовоздушной обороне объектов, когда обеспечено их мощное ракетное прикрытие". У него оказалось немало единомышленников. Однако мнения других военных теоретиков не были столь категоричны, и
"антиистребительные" взгляды и теории жили недолго. Впоследствии они были пересмотрены в сторону
сбалансированного развития ЗУР и истребителей, но все же роль авиации в какой-то мере снизилась.
В частности, как сообщала зарубежная печать, количество истребителей в системе ПВО США к началу 70-х годов по сравнению с 1965 годом сократилось почти на
20%. В ФРГ из четырех истребительных эскадр осталось только две. Лишь английское командование осталось на прежних позициях, утверждая, что ПВО Великобритании будет
основываться на применении истребителей-перехватчиков до тех пор, пока у противника будут состоять на вооружении ударные самолеты. В соответствии с публикациями иностранной прессы и сегодня военные руководители и специалисты в разных странах не сходятся в оценке роли и места истребительной авиации в системах ПВО. Их мнения порой полярны.
Приверженцы зенитных ракетных средств, сопоставляя характеристики истребителей и ЗРК, делают
вывод, что время, затрачиваемое на сближение с целями, летящими на сверхзвуковой скорости, у истребителей даже при самой высокой готовности к вылету (30 с) почти в 2 раза больше, чем у ЗУР. Поэтому для
достижения такой же эффективности боевых действий истребительной авиации требуется
значительно большая дальность обнаружения целей, чем для ЗРК. Создание системы дальнего обнаружения сопряжено с определенными техническими трудностями и вызовет боль
шие затраты. Отмечая высокие точность, скорострельность и эксплуатационную надежность ЗРЕ, некоторые зарубежные теоретики
считают, что главенствующая роль в борьбе с воздушным противником навсегда переходит от истребителей к зенитным ракетным системам. Позиции этих теоретиков находят поддержку в странах, где ЗРК
в настоящее время занимают ведущее место.
Сторонники истребительной авиации полагают, что, хотя зенитные ракетные средства и обладают более высокой степенью боеготовности и другими преимуществами, они не способны без привлечения
истребителей вести борьбу с большим количеством самолетов противника, действующих с высокой
плотностью, так как комплексы ЗУР имеют ограниченные возможности по одновременному обстрелу целей. К тому же ЗРК имеют ограничения по дальности стрельбы, а их ракеты - по перегрузкам. Они еще недостаточно эффективны в борьбе с энергично маневрирующими самолетами. Поэтому вероятность поражения таких целей по сравнению с неманеврирующими заметно снижается и, как правило, оказывается ниже расчетной.
Истребительная авиация, по их мнению, более мобильна и в значительной мере лишена упомянутых выше недостатков ЗРЕ. Тактика истребителей более гибка и обеспечивает ее применение в любом районе в
широком диапазоне высот и при быстро меняющейся боевой обстановке и тактике противника. В этом
смысле группировка зенитных ракетных средств ПВО находится в худшем положении. Она обладает
меньшей мобильностью и не может быстро выйти из-под удара, поскольку для свертывания боевых
порядков, передислокации в новый район и последующего их развертывания требуется значительное время, превышающее подчас общую продолжительность налета воздушного противника.
Сторонники истребительной авиации считают, что в отличие от ЗРЕ она располагает достаточными
возможностями по маневрированию силами и средствами на большие расстояния. Таким образом, только с помощью истребителей можно свое
временно сосредоточить усилия ПВО на направлении главного удара противника, обеспечить прикрытие флангов группировки своих войск, на какое-то время закрыть образовавшиеся в системе ПВО бреши Среди преимуществ истребителей перед ЗРК они называют возможность авиации контролировать большие объемы воздушного пространства и надежнее определять государственную принадлежность целей.
Зарубежные специалисты подчеркивают, что инициатива в выборе времени и направления ударов принадлежит противнику. Прорывать системы ПВО он будет там,
где ему выгодно, в частности на направлениях, наиболее слабо прикрытых зенитными
ракетными средствами, причем на узких участках фронта. Поэтому силы и
средства ПВО будут вынуждены действовать в условиях значительной неопределенности, в отражении налетов примет участие лишь та часть ЗРК, которая находится в полосе прорыва В такой ситуации только истребительная авиация может выполнить
быстрыи маневр, сосредоточив свои силы на угрожаемом направлении, и чем самым перекрыть ошибки прогнозирования возможных действий противника.
Однако, отмечает западная пресса, спор ни в коем случае не идет о монопольное, взаимоисключающем применении ЗУР или истребителей В своих исследованиях и рекомендациях зарубежные теоретики единодушны в том, что ПВО должна организовываться как единая система, имеющая в своем составе и ЗРК, и истребительную авиацию.
Как уже упоминалось выше, в зависимости от географического положения и других факторов эти вопросы решаются по-разному. Так, основу ПВО США и Канады составляют истребители-перехватчики. На них возложено прикрытие от ударов с воздуха наиболее важных административно-политических центров,
органов управления, воздушных и морских коммуникаций В европейских же странах НАТО эти задачи, как правило, распределяются между авиацией ПВО и зенитными ракетными частями.
Иностранная печать сообщает, что в настоящее время во всех странах НАТО
серьезное внимание уделяется повышению боевых возможностей как ЗРК, так и
истребительной авиации, организации их применения по единому замыслу и плану,
совершенствованию систем управления ими.
На вооружение сил ПВО США и ФРГ поступают новые помехозащищенные, обладающие высокой
точностью стрельбы ЗРК "Патриот", каждый из которых способен
одновременно обстреливать до
девяти целей. Планируется поставка этих
в вооруженные силы Нидерландов, Дании, Бельгии и другие страны
НАТО. Ведутся НИОКР по созданию перспективных ЗРК с использованием новейшей технологии.
Постоянно совершенствуется и самолетный парк истребительной авиации. Повышение ее боевых
возможностей идет главным образом путем замены устаревших самолетов более совершенными, а также
путем поэтапной модернизации состоящих на вoopужeнии истребителей.
В частности, в США авиационные части и подразделения ПВО регулярных ВВС, командования резерва и ВВС национальной гвардии, на вооружении которых состояли истребители F-106 и F-4C, оснащаются тяжелыми всепогодными истребителями F-15
"Игл" и легкими маневренными F-16
"Файтинг Фалкон".
Одновременно эти самолеты (F-15 и F-16) приспосабливаются к применению новых всеракурсных управляемых ракет AIM-120 с активными радиолокационными головками самонаведения. Во Франции происходит замена устаревших истребителей
"Мираж-ЗС" и "Мираж F 1С" самолетами
"Мираж-2000" . Началось перевооружение авиации ПВО Великобритании Состоявшие на ее вооружении истребители Лайтнинг-F б,
Фантом-FG. I и Фантом-FGR.2 заменяются истребителями-перехватчиками
Торнадо-F.З с многофункциональными бортовыми РЛС В ФРГ завершается программа модернизации истребителей ПВО F-4F
Фантом-2. На них устанавливаются новые бортовые РЛС AN/APG-65,
позволяющие перехватывать воздушные цели на всех высотах и практически под любым ракурсом В ВВС Нидерландов, Бельгии, Норвегии и Дании закончено перевооружение авиационных частей и
подразделений ПВО новыми истребителями F-16.
После завершения этих и других мероприятий, по расчетам западных военных экспертов, к началу 90-х годов боевые возможности истребительной авиации резко возрастут, а это в свою очередь повлияет на роль и место истребителей при организации противовоздушной обороны
При строительстве и совершенствовании современных систем ПВО за рубежом исходят из того, что ни один из созданных до сих пор видов оружия не может обеспечить надежного прикрытия своих объектов от всех имеющихся у противника средств воздушного нападения Для решения данной задачи необходимо
иметь четко организованное взаимодействие разнотипных средств в рамках единой системы ПВО
Вместе с тем совместные действия истребителей и ЗРК вносят определенные ограничения в боевые
возможности каждого из них, особенно при несовершенной системе опознавания При входе истребителей в зоны
поражения ЗУР ограничивается свобода их действий, и, как показал опыт локальных войн, возрастает вероятность
сбития своих самолетов Во избежание подобных случаев в армиях стран НАТО истребительную авиацию и зенитные средства ПВО предусматривается применять раздельно по
зонам ответственности При этом подразделения ЗУР привлекаются к поражению целей в своих зонах ответственности, а истребители осуществляют их перехват в зонах, не прикрытых огнем ЗРК.
Однако такое взаимодействие, как отмечают военные специалисты Н4ТО, неизбежно ведет к снижению эффективности системы ПВО При этом они считают, что нелогично отказываться от взаимодействия в одной зоне. Но как объединить усилия
истребителей и зенитных средств, как устранить их взаимные ограничения. Для решения данной проблемы предпринимаются все новые и новые попытки,
осуществляются технические и организационные мероприятия В частности, проводятся работы
по совершенствованию системы контроля воздушного пространства, с тем чтобы обеспечить более длительное отображение обстановки на командных пунктах, разрабатываются новые методы оптимального распределения сил по целям, для каждого средства устанавливаются высоты и время, когда оно может применяться без ограничений Но, как свидетельствует зарубежная печать, проблема в течение многих лет
остается нерешенной.
Между тем западные военные эксперты отмечают, что процессы
борьбы истребителей и ЗРК с воздушным противником становятся все более похожими друг на друга Так, цели обнаруживаются РЛС пунктов управления системы ПВО, опознаются с помощью аппаратуры
"свой - чужой", после чего выдается целеуказание и истребителям, и станциям наведения ЗУР. Затем они берутся на автоматическое сопровождение летчиками и расчетами ЭРЕ и после входа в зоны поражения ракет класса "воздух-воздух" или
"земля-воздух"> уничтожаются. Разница состоит лишь в том, что истребители быстро сближаются с противником и должны получать целеуказание от наземного или воздушного КП, а ЗРК имеют
индивидуальные средства целеуказания. Специалисты НАТО считают, что таким образом складывается некоторое единство боев истребителей и подразделений ЗУР. Как следствие, появляются более
широкие возможности для организации их совместных действий Тактика истребительной авиации при
взаимодействии с зенитными ракетными средствами - это прежде всего тактика проводимого по единому замыслу совместного боя, в котором две системы должны дополнять друг друга.
Исходя из изложенного выше и пытаясь прогнозировать будущее, военные эксперты НАТО утверждают, что роль и место истребительной авиации будут определяться главным образом следующими основными тенденциями развития системы ПВО дальнейшим повышением боеготовности, стремлением увеличить дальность обнаружения и поражения воздушного противника, повышением устойчивости и живучести системы ПВО.
Дальнейшее повышение боевой готовности систем ПВО. Считается, что, располагая в достаточном
количестве даже самой совершенной боевой техникой и обученным личным составом, системы ПВО просто не успеют оказать необходимое противодействие противнику и будут захвачены врасплох, если существующие сроки приведения в готовность сил и средств ПВО останутся неизменными.
Тенденция повышения боевой готовности приобретает особое значение для истребительной авиации, которая по сравнению с зенитными ракетными средствами затрачивает значительно больше времени на уничтожение целей. Чтобы не оказаться на второстепенной роли при отражении массированных налетов
авиации противника, ее боевая готовность должна быть радикально повышена. Это находит свое
отражение в интенсивных поисках путей сокращения сроков вылета истребителей и
быстрейшего массированного ввода их в бой, а также в оснащении их оружием, которое даст воз
можность проводить кратковременные, но результативные бои с предельным напряжением. Последнее может быть обеспечено возможностью захвата и сопровождения бортовыми прицелами одновременно большого
количества целей и поражения их в одной атаке. В таком случае сократится общее время пребывания
истребителей в воздухе, и они могут быстрее быть подготовлены к повторным вылетам.
Кроме того, в зарубежной печати подчеркивается, что силы и средства ПВО могут быть своевременно приведены в боевую готовность, а истребительная авиация заблаговременно поднята в воздух, если самолеты противника, главным образом летящие с большой скоростью и на предельно малой высоте, будут обнаруживаться раньше, чем в настоящее время.
Стремление увеличить дальность обнаружения и поражения воздушного противника всегда было одним из главных направлений развития систем ПВО. Но, как сообщает иностранная пресса, этой проблеме стало уделяться значительно больше внимания с тех пор, как на вооружение авиации поступило высокоточное оружие, особенно ракеты класса
"воздух-земля" большой дальности.
Наиболее ярко данная тенденция проявляется в США, где постоянно совершенствуется существующая воздушная система дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления авиацией (система
АВАКС), разрабатываются принципиально новые средства разведки - загоризонтные РЛС и станции космического базирования. Их комплексное применение, по расчетам американских специалистов, позволит сформировать широкое внешнее поле вокруг Североамериканского континента и своевременно предупреждать систему ПВО о полете средств воздушного нападения противостоящей стороны.
Основу системы АВАКС составляют самолеты ДРЛО и управления Е-ЗА. Такие системы развернуты в Европе в рамках объединенных вооруженных сил НАТО (18 самолетов Е-ЗА) и в Саудовской Аравии (пять Е-ЗА). Великобритания и Франция приняли решение о закупке в США самолетов Е-ЗА (восемь и шесть соответственно) для создания систем АВАЕС на своих территориях. В Японии, Египте и Израиле для решения задач ДРЛО и управления используются американские самолеты Е-2С
Хокай.
Что же касается поражения воздушного противника на дальних подступах к
охраняемой территории, то здесь зарубежные специалисты не видят других средств ПВО, кроме истребителей. Дальность их действия планируется увеличить путем управления ими с воздушных командных пунктов, функции которых возлагаются на упомянутые выше самолеты системы АВАКС. Эти самолеты, выдвинутые на заблаговременно установленные основные направления налетов авиации
противника, создадут благоприятные условия для последовательного ввода в бой истребителей на удаленных рубежах, а также будут способствовать организации взаимодействия истребительной авиации и ЗРК.
Кроме того, важность и незаменимость истребительной авиации в системах ПВО определяется ее способностью вести самостоятельные боевые действия при ограничен
ной информации о воздушной обстановке, выполнять быстрый маневр с одного на
правления на другое, если события развернутся таким образом, что расположение сил и средств ПВО уже не будет в достаточной мере соответствовать сложившейся обстановке.
Повышение устойчивости и живучести. По взглядам иностранных специалистов,
такая тенденция обусловлена растущими возможностями авиации противоборствующих сторон по огневому и
радиоэлектронному подавлению различных элементов систем ПВО. Последнее определяется тем, что в
любой системе ПВО применяются и будут применяться различные радиоэлектронные средства, излучения которых трудно скрыть
от разведки противника даже в мирное время. С началом отражения воздушного налета системы ПВО еще более демаскируют себя включением в работу многочисленных РЛС, средств связи и станут удобными
мишенями для самонаводящегося на источники излучения высокоточного оружия. Кроме радиотехнических средств, под ударами окажутся аэродромы, позиции ЗУР и ЗА. Как
считают западные военные эксперты, чтобы повысить живучесть истребительной авиации на аэродромах, оста
ется в силе необходимость расположения самолетов и средств материально-технического обеспечения в прочных укрытиях, строительства запасных взлетно-посадочных полос. По их мнению, уже в
современных условиях на первый план выступают организация быстрейшего подъема основных сил истребителей с аэродромов, по которым ожидается нанесение ударов, и их активные действия против
средств воздушного на
падения противника, в первую очередь с целью поражения самолетов РЭБ,
носителей противорадиолокационных и других ракет класса
"воздух-земля", элементов его разведывательно-ударных комплексов. Своевременное
уничтожение самых опасных целей, решающая роль в котором отводится истребительной авиации, позволит со
хранить живучесть всей системы ПВО и тем самым предотвратить или значительно ослабить удары противника по обороняемым объектам.
По заключению большинства зарубежных военных специалистов, истребительная авиация является наиболее маневренным и дальнобойным средством ПВО. Она играет решающую роль в борьбе с воздушным противником на дальних подступах к обороняемым объектам и там, где ЗРК менее эффективны. Зона ее действий находится в районах, не досягаемых для зенитных ракетных средств, а в случае
необходимости (при высокой плотности налетов противника) - ив этих зонах. |