Уголок неба ¦ Bell P-39Q Airacobra

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-39Q Airacobra
       
Разработчик: Bell
Страна: США
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Последней и самой массовой модификацией "Аэрокобры" стал P-39Q ("модель 26Е"), Основной его особенностью стало очень мощное вооружение: 37-мм пушка М4 и четыре 12,7-мм пулемета. Два пулемета остались на прежних местах, а еще пару смонтировали в выступах-обтекателях под крылом. Пулеметы калибра 7,62 мм отсутствовали. Боезапас пушки равнялся 30 патронам, пулеметов в фюзеляже - 200 патронов на каждый, под крылом - 300 патронов на ствол.

К моменту запуска типа Q в производство в обозначение американских военных самолетов включили код завода-изготовителя. Это объяснялось тем, что одну и туже модификацию могли строить несколько предприятий. По комплектации их продукция немного отличалась - использовали комплектующие от ближайшего производителя. Могли ставиться различные приборы, аккумуляторы и так далее. Все "Аэрокобры" к этому времени делали на одном заводе, соответственно и код был один - BE, например, P-39Q-1-BE.

На первом варианте этой модификации, Q-1, монтировали восемь топливных баков общей емкостью 330 л и большой трехлопастной винт "Эйропродактс"; бронезащита соответствовала ранним P-39N-1 (с суммарным весом 105 кг). Все жизненно важные узлы самолета бронировались. Кроме плит, прикрывавших пилота и редуктор, стальные и толстые дюралюминиевые листы защищали маслобак и карбюратор сзади и с боков. На Q-5 баков стало уже десять с общим объемом 421 л, а бронирование немного ослабили - ее осталось 88 кг. Далее на Q-10 вернулись к прежней дюжине баков (объемом 455 л). Несколько увеличили и суммарный вес брони (до 103 кг). Важным шагом конструкторов стало внедрение системы "шаг-газ". До этого пилот раздельно регулировал обороты двигателя и шаг пропеллера, увязывая их между собой. Теперь это делал автомат, разгрузивший летчика от лишней работы. В нашей стране подобные устройства появились уже после войны.

P-39Q-15 незначительно отличался по оборудованию от Q-10. Начиная с Q-20, от подкрыльных пулеметов отказались. Скорее всего, это являлось отражением концепции применения "Аэрокобр" в советских ВВС, где они действовали в основном как фронтовые истребители. Для них скорость и маневренность были важнее огневой мощи, которая для борьбы с истребителями противника у нас считалась чрезмерной.

Далее последовали Q-21 и Q-25 с четырехлопастными пропеллерами диаметром 3,53 м. В стандартную комплектацию включили радиополукомпас. Крепление двигателя к раме усилили. На Q-25 провели подкрепление хвостовой части фюзеляжа, которая деформировалась при больших перегрузках в воздушном бою. Но оказалось, что четырехлопастный пропеллер отрицательно повлиял на устойчивость самолета. Поэтому на последнем варианте "Аэрокобры" - P-39Q-30 опять вернулись к трехлопастному винту меньшего диаметра - 3,36 м. Центровку самолета восстановили размещением балласта в носовой части фюзеляжа.

Всего собрали 4905 машин типа Q - это был рекорд среди всех вариантов этого истребителя. Большую часть их отправили в Советский Союз; очень немногие машины эксплуатировались ВВС армии США. Некоторое количество их использовалось в самой Америке как тренировочные самолеты. Их также получила 318-я истребительная группа на Гаваях, которая в боевых действиях не участвовала. 75 машин в феврале 1944 г. достались 323-й группе в Италии. Она воевала на них несколько месяцев до перевооружения на "Тандерболты".

Как и ранее, производилась переделка самолетов в фоторазведчики. При этом монтировали аппараты типов К-24 и К-25 и дополнительную броню. Так появились пять P-39Q-2 (из Q-1), 148 P-39Q-6 (из Q-5) и восемь P-39Q-11 (из Q-10).

Хотя к концу 1942 г. фирма "Аллисон" разработала двухскоростной двухступенчатый приводной нагнетатель для мотора V-1710, на "Аэрокобре" такие двигатели не устанавливали.

Некоторые авторы объясняют это тем, что замена была неприемлема по габаритам и изменению центровки.

P-39Q-30 стали последними "Аэрокобрами", вышедшими из цехов "Белл эйркрафт". Производство прекратили в сентябре 1944 г.; всего изготовили 9584 машин. Машины последних серий стоили намного дешевле, чем Р-39С; каждая из них обходилась примерно в 55 000 долларов.

Два P-39Q были переданные военным морякам. Эти самолеты были превращены в дистанционно управляемые цели. Первоначально их обозначили как XTDL-1 (experimental target drone L, где L обозначало фирму Bell). Позднее обозначение сменили на F2L-1К. Впервые в морской авиации самолеты получили электрическую систему управления деталями планера. Оба самолета не имели ни одного гидравлического или пневматического устройства. Дополнительно самолеты оснащались дымогенераторами, которые должны были отличить их от машин, с которых осуществлялось дистанционное управление. Один из этих самолетов (P-39Q-10, 42-20807) был потерян 8 апреля 1946 года после того, как его посадили с убранным шасси. Другой самолет (P-39Q-5,42-199776) списали в августе 1946 года после завершения программы испытаний.

 




 ЛТХ:
Модификация   P-39Q
Размах крыла, м   10.36
Длина, м   9.21
Высота, м   3.78
Площадь крыла, м2   19.86
Масса, кг  
  пустого самолета   2620
  нормальная взлетная   3421
  максимальная взлетная   3750
Тип двигателя   1 ПД Allison V-1710-85
Мощность, л.с.   1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   531
  на высоте   605
Крейсерская скорость , км/ч   548
Практическая дальность, км  
  без ПТБ   845
  с ПТБ   1730
Скороподъемность, м/мин   762
Практический потолок, м   10620
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 37-мм пушка М4 (30 патронов),
  четыре 12,7- мм пулемета (200 патронов)
  возможна подвеска одной 227 кг бомбы


 Доп. информация :


 Чертеж "Bell P-39 Airacobra (1)"
 Чертеж "Bell P-39 Airacobra (2)"
 Чертеж "Bell P-39Q Airocobra"
 РЛЭ "Bell P-39Q Airacobra"
 Книга "Техническое описание самолета Аэрокобра с мотором Аллисон V-1710-E4"
 Статья "Беспаспортная "Кобра"
 Статья "Аэрокобры" на Севере"
 Статья "Истребители Р-39 в южной части Тихого океана"

  Фотографии:

 P-39Q-1
 P-39Q-5
 P-39Q-5
 P-39Q-5
 P-39Q-5
 P-39Q-10 в НИИ ВВС
 P-39Q-10 в НИИ ВВС
 P-39Q-10 в НИИ ВВС
 P-39Q-10 с подфюзеляжным подвесным баком
 P-39Q-20
 P-39Q-20
 P-39Q-20
 P-39-25 французских ВВС
 P-39Q-10 переделанный во флотский XTDL-1
 Кабина пилота P-39Q-20

  Схемы:

 P-39Q-21
 Компоновочная схема

  Вариант окраски:

 P-39Q-15   72 гиап ВВС РККА (c) Artur Juszczak
 P-39Q  39 FS 35 PG 5 AF USAAF (c) Robert Gretzyngier

 



 

Список источников:

Эксмо. Владимир Котельников. "Аэрокобра" - Американский истребитель для сталинских соколов
В.Роман. "Аэрокобры" над Кубанью
Серия "Самолеты Мира". Истребитель Р-39 "Аэрокобра"
Дайджест "Крылья". Наследница "Аэрокобры"
Крылья Родины. Сергей Колов. Необычная судьба американского истребителя
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Bell P-39 Airacobra
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Bell P-39 Airacobra
Daves Warbirds. American Aircraft of World War II
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter
Aircraft Profile 165. Frank Dial. Bell P-39 Airacobra (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Crowood. Robert F. Dorr, Jerry C. Scutts. Bell P-39 Airacobra
Monografie Lotnicze. Jacek Tomalik. Bell P-39 Airacobra
WarbirdTech. Frederick A. Johnsen. Bell P-39/P-63 Airacobra & Kingcobra
Air International. The Contenious 'Cobra


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: