Опыт боевого применения звена Ju - 87A "Stuka" во время гражданской войны в Испании в составе Legion Condor со всей
очевидностью продемонстрировал как сильные, так и слабые стороны нового
самолета. Высочайшая точность бомбометания сочеталась с мизерной бомбовой
нагрузкой, ограниченным потолком, небольшой дальностью и скоростью полета.
Объединив в себе новые тактические приемы, потребности агрессивной стратегии
"блицкрига" и массовое производство, на свет появилась "летающая артиллерия"
Люфтваффе - пикирующий бомбардировщик Ju - 87B.
История Ju - 87B
началась в конце 1937 г., когда было принято решение о запуске в серийное
производство нового мотора фирмы Junkers - Jumo211 и группа конструкторов
фирмы Junkers под руководством Hermann Pohlmann начала проектные работы над
модифицированным Ju - 87. Уже в начале 1938 г. в
воздух поднялся прототип Ju - 87V6 - серийный Ju - 87А-1
с мотором Jumo211Aa. Новый мотор был на 267 мм длиннее и на 200 кг тяжелее
Jumo210. Настоящим прототипом новой модификации "Штуки" стал Ju - 87V7.
Общая компоновка машины осталась прежней, но кардинальной переделке
подверглись двигательный отсек и его капот, остекление кабины и основное
шасси. Два цилиндрических маслорадиатора заменили на один сегментный,
который разместили над мотором. Воздухозаборник маслорадиатора приобрел
несимметричную форму, его высокие боковые выштамповки имели разную длину
(левая короче правой). Размеры жидкостного радиатора увеличились, а его
форма приобрела обтекаемую полукруглую форму. На входном отверстии были
установлены управляемые жалюзи, сечение выходного отверстия регулировалось
большим подвижным "совком". Полукруглый воздухозаборник нагнетателя
переместился на правую сторону капота двигателя.
На прототипе Ju-87V8 радикальной переделке
подверглись шасси и фонарь кабины. Конструкция основных стоек шасси
упростилась, исчезли дополнительные продольные и поперечные подкосы,
обтекатели уменьшились в размерах и приобрели другую форму. Все части левой
и правой стоек и обтекателей шасси стали симметричными и взаимозаменяемыми.
Фонарь кабины был спроектирован заново. Теперь все подвижные элементы
остекления не откидывались на бок, а сдвигались по направляющим назад. На
переплете остекления фонаря осталась только одна стойка антенны, но под
фюзеляжем появилась стойка буксируемой антенны радиостанции. 7,92-мм пулемет
MG 15 стрелка-радиста для защиты задней полусферы был установлен в шаровой
установке Linzenlafette Z10d, которая имела увеличенные углы обстрела.
Основательно был изменен состав оборудования кабины, изменилось расположение
приборов на доске приборов и форма ручки управления. Прицел Revi С/12A (Stuvi)
заменили на новый прицел Revi С/12С. Приемник воздушного давления перенесли
на правую консоль.
На девятом прототипе провели отладку
обновленного бомбардировочного вооружения. К этому времени мощность мотора
Jumo211А выросла с 900 л. с. (на прототипах V6 - V8) до 1000 л. с.
Стандартная бомбовая нагрузка Ju-87 теперь составляла одну 500-кг и четыре
50-кг бомбы. Полуавтоматическое устройство Abfanggerat обеспечивало
безопасный ввод и вывод из пикирования, не требующий от летчика больших
физических усилий. Во время пикирования в наушниках шлемофона летчика
раздавался частый сигнал. После пролета предварительно установленной высоты
сброса бомбы с центрального бомбодержателя сигнал пропадал. Летчик нажимал
на кнопку сброса на ручке управления и в тот же момент Abfanggerat
переставлял триммеры на рулях высоты и изменял угол установки лопастей
винта.
Окончательно сформировался облик новой машины
на десяти (по другим данным пятнадцати) предсерийных Ju-87B-0, которые
собрали летом 1938 года. В левую консоль установили второй 7,92-мм пулемет
MG 17. По сравнению с Ju-87A максимальная горизонтальная скорость выросла на
30 км/ч, а скорость пикирования увеличилась до 600 км/ч.
В октябре 1938 г. началось серийное
производство Ju-87B-1 и первые пять машин тут же отправились в Испанию в
Legion Condor. В марте 1939 г. первоначальный заказ RLM на Ju-87B-1
увеличился с 396 до 964 экземпляров и к двум заводам, выпускающими "Штуки",
фирмы Weser в Берлине-Темпельхоф и фирмы Junkers в Дессау, присоединился еще
один завод фирмы Weser в Бремене-Лемвердер. К середине года темп выпуска
Ju-87В-1 на заводе в Темпельхофе (их основном производителе) достиг 60 штук
в месяц. Начиная с 697 экземпляра, на Ju-87B-1 начали устанавливать новый
мотор Jumo211D взлетной мощностью 1140л.с. с выхлопными патрубками
реактивного типа, который улучшил летные характеристики самолета. Общий "совок" еще оставался. На В-1 впервые появилась воющая сирена на левом
обтекателе стойки шасси, которая приводилась в действие двухлопастной
ветрянкой от набегающего потока воздуха. На следующих вариантах "Штуки"
сирены устанавливали уже на обеих стойках шасси. Общее количество выпущенных
Ju-87B-1 составило 800-820 экземпляров.
В декабре 1939 г, не прекращая выпуск
Ju-87В-1, началось производство следующей модификации Ju-87В-2. Внешне новый
вариант "Штуки" отличали: новый деревянный винт VS 5 (Ju-87В-1 имел
металлический винт Jumo-Hamilton HPA III) и регулируемые створки выходного
отверстия водяного радиатора, которые управлялись при помощи гидропривода.
Верхняя образующая входного отверстия радиатора (при виде спереди) приобрела
характерную V-образную форму, в отличии от полукруглой на Ju-87В-1. Вместе с
мотором Jumo211D, увеличенной до 1200 л. с. мощности, новый самолет получил
и выхлопные патрубки реактивного типа, как на последних сериях Ju-87B-1/R-1.
Был увеличен угол установки вилки основного колеса, и весь "каплеобразный"
обтекатель колеса немного сдвинулся вперед относительно стойки шасси. В
левой консоли был установлен фотопулемет. Отверстие для рукоятки ручного
запуска мотора приобрело трапециевидную форму и получило подпружиненную
крышку. В процессе выпуска, старая вилка-трапеция была заменена на новую
универсальную, обеспечивающую подвеску 1000-кг бомбы. С середины 1940г.
радиооборудование части выпускаемых машин (командирских и большинства
Ju-87R-2) было дополнено радиостанцией FuG25.
Существовало четыре модификаций с помощью
заводских доработочных комплектов (Umrust-Bausatze):
-
U2 - установка радиополукомпаса Peil GIV
с антенной в обтекателе под фюзеляжем;
-
U3 - усиленное бронирование: сначала
установили только бронеперегородку между летчиком и стрелком-радистом,
затем бронеплиту перед стрелком, бронированные скосы сдвижной части
кабины стрелка, было также несколько вариантов бронирования остекления
над пулеметом;
-
U4 - комплект лыж для основного и
хвостового шасси.
Перед отправкой в Северную Африку "Штуки", в
основном Ju-87B-2, были модифицированы для участия в боях в условиях
тропиков. Самолет получил специальный противопылевой фильтр, устанавливаемый
на воздухозаборник нагнетателя на правой стороне фюзеляжа, дополнительную
защиту отсеков вооружения и запас продовольствия, воды, и карабин в
хвостовой части фюзеляжа. Их обозначения дополнил индекс "trop".
В октябре 1938 г. началось серийное
производство Ju-87B-1 и первые пять машин тут же отправились и Испанию в
Legion Condor, где приняли участие в боях, в частности поддерживали
наступление в Каталонии, неоднократно бомбили Барселону. Боевые потери в
Испании составили один Ju-87B. "Штуки" в Испании были окружены завесой
секретности, их обслуживали только немецкие специалисты и после окончания
боевых действий все машины вернули обратно в Германию.
1 июня 1939 г. подразделения пикирующих
бомбардировщиков Люфтваффе были реорганизованы и сменили названия: I/StG 1 (бывш.
I/StG 160), II/StG 2 ( бывш . I/StG
162), I/StG 2 ( бывш . I/StG 163), III/StG 2 ( бывш .
II/StG 163), I/StG 77 ( бывш . I/StG 165),
II/StG 77 ( бывш . II/StG 165), III/StG 51 ( бывш .
III/StG 165), I/StG 76 ( бывш . I/StG
168). Для обучения летчиков полетам с палубы авианосца и для вооружения
строящегося авианосца Graf Zeppelin, 1 октября 1938 г. была организована
отдельная эскадрилья 4.(Stuka)/Tr.Gr.186. 8 ноября 1939 г. она была
реорганизована и развернута до полной группы I/Т r .G r .186.
Местом базирования группы была авиабаза Киль-Хольтенау. Последняя группа,
имевшая на вооружении Ju-87B, была учебная IV.(Stuka)/LGl. До конца августа
1939 г. Люфтваффе получило около 460 "Штук".
Незадолго до нападения на Польшу, в
результате трагического происшествия, I/StG 76 понесла огромные потери.
Утром 15 августа 1939 г. на полигоне Neuhammer из-за неверного
метеорологического прогноза, в условиях низкой облачности в ходе выполнения
учебного бомбометания с. пикирования, разбились сразу 13 Ju-87B-1. В
Польской кампании в сентябре 1939 г. приняло участие 304 Ju-87 следующих
групп: II и Ш/StG2 Immel-man, IV(Stuka)/LGl, 4.(St)/Tr.Gr. 186, I/StG 1, I/StG
2, I/StG 76, Stab, I и II/StG 77. С 10 сентября в составе
бомбардировочно-штурмовой группы, созданной для проведения специальных
операций, которая непосредственно подчинялась командующему 4-го воздушного
флота, была введена III/StG 51.
Свой первый боевой вылет "Штуки" выполнили
еще до "официального начала" - залпа броненосца Schleswig-Holstein в 4.45
утра 1 сентября 1939г. Чуть раньше, в 4.26 три самолета Ju-87В поднялись с
аэродрома Эльбинг-Ост и через 8 минут атаковали пункты управления подрывом
моста в Тчеве, заранее подготовленные польскими саперами. Около 7 часов
утра, возвращающийся после налета на аэродром Краков-Раковец, Ju-87В-1 из I/StG
2 перехватили истребители PZL Р.11с, которые поднялись в воздух с полевого
аэродрома Балице. Стрелок фельдфебель Frank Neubert сбил истребитель
капитана Мечислава Медвецкого, командира Краковского истребительного
дивизиона, самолет которого стал таким обрядом первой воздушной победой,
одержанной во второй мировой войне. Вечером произошло первое во второй
мировой войне сражение между боевыми кораблями и бомбардировщиками, в
котором приняли участие почти весь польский флот и Ju-87B из IV(Stuka)/LGl. "Штукам" удалось повредить самый крупный польский корабль - минный
заградитель "Гриф". Через день одиннадцать Ju-87C и В из 4./Tr.Gr.186 под
командованием капитана Hugo Blattnera сначала добили его, а потом потопили
эсминец "Вихрь". В течении всей следующей недели "Штуки" бомбовыми ударами "расчищали" дорогу наступающим частям Вермахта, полностью оправдав свое
неофициальное звание "летающей артиллерии" (Fligende Artillerie). В боях над
Польшей немецкая авиация потеряла 28 Ju-87, из которых 11 сбили польские
истребители.
Следующей операцией, в которой приняли
участие Ju-87B, стало нападение на Данию и Норвегию, известное под кодовым
названием Weserubung (Учения на Везере). В ней приняли участие пикировщики
из I/StG 1. Их мощная поддержка с воздуха позволила уже на следующий день
операции - 10 апреля 1940 г. захватить норвежскую столицу Осло. Ударами с
воздуха и с моря англичане и французы пытались остановить немецкое
наступление, на что "Штуки" ответили ударами по их боевым кораблям. В первые
дни мая 1940 г. "Берты" в I/StG 1 заменили на Ju-87R-1, которые имели
большую дальность полета и могли теперь действовать но аэродромам союзников
Бардуфос и Нарвик, Во время "Учений на Везере" Люфтваффе потеряло 16 Ju-87.
8 мая 1940 г. за бои в Норвегии командир I/StG 1 капитан Werner Ноzzell
первым среди пикировщиков был награжден Рыцарским крестом Железного креста.
Не дожидаясь окончания боев в Норвегии, 10
мая 1940 г. Гитлер начал войну с Францией. Люфтваффе располагало 380
самолетами Ju-87B. Подавляющее превосходство в воздухе и массированное
применение Ju-87B обеспечило уже к 20 мая выход немецких танковых частей на
побережье Ла-Манша. Трудности со снабжением и отрыв тыловых частей не
помешал Ju-87B из StG2 поддержать с воздуха операцию по разгрому окруженной
под Дюнкерком группировки союзников. Град 250 и 500-кг бомб засыпал порт и
суда, которые обеспечивали эвакуацию частей британского экспедиционного
корпуса и французской армии.
29 мая Ju-87B повредили семь эсминцев
союзников, потопили три эсминца и пять больших пассажирских паромов. А 1
июня в результате налетов затонул 31(!) корабль. До перемирий 22 июня, в
условиях возросшего противодействия французских истребителей, потери
пикировщиков возросли, но общий итог сложился в пользу Люфтваффе. Платой за
победу во французской кампании стали 123 Ju-87B, потерянные, в том числе и в
результате катастроф и аварий.
Миф о непобедимости "Штук" несколько
поколебали боевые действия в воздухе над Британией с 4 июля по 14 ноября
1940 г. До 12 августа пикировщики добились успеха, потопив два боевых
корабля и десять торговых судов. Собственные потери составили 18 машин.
Однако уже в первый день операции Adlertag ("День Орла") 13 августа в первом
налете StG 77 из 52 машин потеряла 5 Ju-87В, что было недоброй приметой.
Последующие события подтвердили эти предчувствия. 18 августа во время
бомбежки радара около Поилинг при выходе из пикирования истребители 43-го и
152-го "скуадрона" RAF сбили 12 и повредили шесть Ju-87B. Всего в тот день
были сбито и повреждено тридцать "Штук". Слишком высокой ценой показались
эти потери руководству Люфтваффе и по приказу Геринга пикировщики были
выведены в резерв. В вылете 14 ноября 1940 г. III/StG1 потеряла четвертую
часть своих "Штук". После этого Ju-87B был окончательно отстранен от участия
и боях над Англией.
Следующим театром военных действий, на
котором появились Ju-87, стало Средиземноморье. 2 сентября 1940 г. их
впервые применила в налете на Мальту итальянская авиация. В начале января
1941 г. в рамках операции Mittelmeeг из Норвегии на Сицилию перебазировались
79 "Штук" из Stab/StG 3, I/StG l и II/StG 2. Уже 10 января они тяжело
повредили английский авианосец Illustrious, a 23 января потопили новейший
английский легкий крейсер Southampton водоизмещением 11350 т.
Балканы стали следующей целью Ju-87. С 6 по
27 апреля около 150 немецких и итальянских Ju-87 "паровым катком" прошлись
по территории Югославии и Греции, от Белграда до Афин. Во время операции
Marita Люфтваффе потеряли 29 "Штук". Завершающим аккордом кампании стала
высадка на Крит (операция Merkur) в конце мая 1940 г.
Для нападения на Советский Союз Люфтваффе
располагало 324 Ju-87B. На севере наступление поддерживали пикирующие
бомбардировщики из IV(Stuka)/LG1 5-ого воздушного флота. С группой армий
"Центр", наступавшей на Москву, взаимодействовал 2-й воздушный флот. В его
состав входили II (эскадра StG 77 в полном составе) и VIII (II и III/StGl,
I и III/StG2) Fligerkorps. "Штуки" действовали по хорошо отработанному в
Польше, Западной Европе и на Балканах сценарию, уничтожая аэродромы и узлы
обороны, сея панику и страх. В конце лета VIII Fligerkorps в составе I и III/StG2
передали в группу армий "Север", наступающую на Ленинград. Они неоднократно
участвовали в бомбежках базы Балтийского флота - Кронштадт. 23 сентября 1941
г. оберлейтенанта Hans-Ulrich Rudel, самый известный летчик, воевавший на
Ju-87, выполнил свой знаменитый боевой вылет. Его целью стал советской
линейный корабль "Марат". Прямым попаданием 1000-кг бомбы в переднюю 305-мм
орудийную башню ему оторвало носовую часть. Корабль больше никогда не вышел
в море, но уже 15 октября две его оставшиеся башни открыли огонь по
противнику. Другим летчикам удалось потопить лидер эсминцев "Минск",
тральщик №31 и подводную лодку М-74.
Летчики эскадры StG 77, переброшенной на юг,
11 ноября тяжело повредили крейсер "Червона Украина", который затонул на
следующий день. Очевидные успехи применения "Штуки", с другой стороны
сопровождались значительными потерями, которые к концу года составили 394
машины. Весной 1942 г. "Штуки" из VIII авиакорпуса приняли участие в осаде
Севастополя, а последней крупной операцией в которой приняли участие Ju-87B
стала Сталинградская битва, после которой "Берту" можно было встретить
только в учебных частях.
Наиболее активно, из союзников Германии,
Ju-87B/R применяла Италия. Первые, сформированные в августе-сентябре 1940
г., части пикировщиков (96° и 97° Gruppo Tuffatori) итальянцы бросили против
Мальты. Позже были сформированы еще три группы - 101° , 102° и 121°
Gruppo Tuffatori. Северная Африки и бассейн Средиземного моря стали для них
основным театром военных действий.
Описание конструкции.
Ju-87B - двухместный одномоторный
цельнометаллический низкоплан с неубирающимся шасси. Применялся в качестве
пикирующего бомбардировщика.
Фюзеляж. Цельнометаллический овальный в
сечении фюзеляж состоял из трех частей: передней с мотором и его системами,
средней с кабиной экипажа и задней, к которой крепилось хвостовое оперение.
Средняя часть представляла с центропланом единую конструкцию и собиралась из
семи шпангоутов и четырех продольных стрингеров. Задняя (хвостовая) часть
состояла ив двух половинок - верхней и нижней. Они собирались в
горизонтальной плоскости на болтах, а изнутри были усилены приклепанными
стрингерами и полушпангоутами (с 8-го по 16-ый).
Хвостовое оперение. Однокилевое
цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле
высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили летчику для
облегчения управления самолетом, а наружные триммеры были связаны с
автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом
внешнего вида стабилизатора и в целом всего самолета были весовые
компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты.
Крыло. Было выполнено но схеме "обратная
чайка" с характерной W-образной формой. Центроплан собирался в единую
конструкцию со средней частью фюзеляжа, а его силовой набор был образован
двумя изогнутыми лонжеронами, шестью нервюрами и двумя полунервюрами.
W-образность крыла позволила уменьшить размеры и массу неубирающихся стоек
шасси. В центроплане удалось разместить объемные топливные баки. Лючки
заливных горловин этих баков находились сверху на центроплане по обеим
сторонам фюзеляжа. Трапециевидные консоли с изломом по задней кромке
крепились к центроплану в четырех точках к переднему и заднему лонжеронам.
Гладкая дюралевая обшивка была приклепана к силовому набору, состоявшему из
двух лонжеронов и 21 нервюры (у Ju-87C - 20 нервюр). Четыре щелевых закрылка
и два щелевых элерона обеспечивали сохранение хороших летных данных на всех
этапах полета - взлете, пикировании и посадке. Эта типичная для фирмы
Junkers конструкция называлась Doppelflugel ("двойное крыло"). Элероны имели
внешнюю весовую компенсацию и были оборудованы триммерами. На переднем
лонжероне располагались тормозные щитки в виде профилированных пластин
размером 2300x160 мм с продольной щелью. Закрылки и тормозные щитки имели
гидравлическую механизацию.
При бомбометании с пикирования тормозные
щитки управлялись автоматом пикирования Ahfanggerat. Ju-87C был оснащен
складывающимися консолями крыла, которые на прототипах складывались вручную
(на С-1, по некоторым данным, с помощью гидравлики). В передней кромке левой
консоли - посадочная фара. Сверху на каждой консоли - лючки для обслуживания
крыльевых пулеметов MG 17. Консоли Ju-87R были оборудованы дополнительными
топливными баками и системой топливопроводов для подачи топлива из подвесных
баков.
Шасси. Неубирающиеся, классической
конструкции. Основные стойки накрывались съемными обтекателями и были
взаимозаменяемы для правой и левой стоек шасси. Амортизация стоек -
маслянно-пневматическая. Размеры основных колес - 840x300 мм. Заводской
доработанный комплект U-4 предусматривал установку "Штуки" на лыжное шасси:
размер лыж для основных стоек шасси - 3780х 1020х 519 мм, для хвостовой -
1005х 440x200 мм.
Кабина. Размещалась в средней части фюзеляжа
между вторым и пятым шпангоутами. На третьем усиленном шпангоуте
устанавливалась силовая противокапотажная рама. Фонарь кабины состоял из
четырех частей: переднего козырька, сдвижной части фонаря у летчика,
неподвижной части между летчиком и стрелком-радистом и сдвижной части с
шаровой установкой пулемета MG 15 у стрелка-радиста. В фюзеляже перед
передним лонжероном имелся сквозной короб-визир, который на нижней
поверхности фюзеляжа закрывался застекленным люком, а изнутри из кабины -
усиленной подвижной дюралюминиевой заслонкой. Через него летчик определял
момент для начала пикирования на цель. На приборной доске, на правом и левом
бортах размещался полный комплект приборов контроля систем самолета и
навигационных приборов, между летчиком и стрелком-радистом находилась
радиостанция FuG VIIa (коротковолновая). Прицел - коллиматорный Revi С 12/С.
Для определения углов пикирования на правой стороне сдвижной части фонаря
наносились специальные метки, а в козырьке кабины слева крепились оптические
указатели угла пикирования.
Винтомоторная группа. 12 - цилиндровый Л -
образный мотор жидкостного охлаждения Jumo211Dа мощностью 1200 л. с. (на
части В-1 и всех R-1 мощностью 1140 л. с.) с системой непосредственного
впрыска (на Ju-87B-0, В-1 - Jumo211A мощностью 1000 л.с.). Деревянный
широколопастный винт Junkers VS-5 изменяемого шага имел диаметр 3,40 м (на
Ju-87B-0 - металлический винт Jumo Hamilton HPA III). Мотор с рамой из
магниевого сплава "электрон", монтировался в четырех точках на первом
усиленном шпангоуте. Управление мотором, автомат перекоса лопастей винта
были объединены с автоматом пикирования в единый механизм, который управлял
подачей топлива в двигатель, работой створок водяного и масляного
радиаторов, поворотом лопастей винта, систем механизации крыла и оперения.
Системы и оборудование. Водяной радиатор
(смесь 50% воды и 50% этиленгликоля) устанавливался под мотором и т. н.
"бороде", которая была снабжена регулируемыми створками во входном и
выходном отверстиях. На Ju-87B-2/R-2, С-1 и небольшом числе В-1 эти створки
были выполнены в виде "юбки" (сечение выходного отверстия на Ju-87В-0, В-1,
R-1, C-0 регулировалось большим "совком"). Механизм работы створок -
гидравлический. Маслорадиатор размещался над мотором. Воздух в него попадал
через профилированный несимметричный воздухозаборник и выходил через
подвижную створку с гидроприводом. Верхний (31 л) и нижний (37л) маслобаки
размещались за первым шпангоутом, которая служила противопожарной
перегородкой. Циркуляция масла автоматически регулировалась термостатами и в
зависимости от температуры, при помощи масляных помп, направлялась по малому
(через верхний маслобак) или большому (оба бака) кругу. Кислородное
оборудование состояло из восемнадцати 3-л баллонов в левой консоли и двух
дыхательных аппаратов на правом борту кабины. Два металлических
протектированных топливных бака объемом 480 л располагались в центроплане.
На Ju-87C их объем был увеличен до 500 л, a Ju-87R получил два
дополнительных 150-литровых топливных бака в консоли. При необходимости под
консолями Ju-87R и С можно было подвешивать два 300-литровых бака. При этом
общий объем топлива увеличивался до 1100 и 1380 л соответственно. Запуск
мотора осуществлялся электростартером или вручную с помощью ручки через
лючок на левой стороне капота мотора. Электрооборудование запитывалось от
генератора мощностью 2 кВт или аккумулятора емкостью 7,5 А/ч.
Напряжение в бортовой сети - 24 В.
Радиооборудование включало коротковолновую радиостанцию FuG VIIa с
приемником Е5а и передатчиком S6b. В 1940 г. Ju-87B-2/R-2 и небольшое число
Ju-87B-1/R-1 (в основном командирские машины) получили УКВ-радиостанцию
FuG25IFF, работающую как ответчик системы распознавания "свой - чужой".
Небольшое число Ju-87B-2/R-2 к концу года получили радиополукомпас Peil GIV
с антенной в обтекателе под фюзеляжем (буксируемая антенна радиостанции FuG
VIIa при этом не устанавливалась). Переговорное устройство EiV la
обеспечивало связь летчика со стрелком-радистом.
Вооружение и бронирование. Состояло из двух
неподвижных 7,92-мм пулеметов MG 17 (с боезапасом по 1000 патронов на ствол)
в консолях крыла и одного подвижного 7,92-мм пулемета MG 15 в шаровой
установке Linsenlafette Z10d, боезапас которого располагался в дисках на
правом борту кабины стрелка-радиста. Бомбовая нагрузка размещалась на трех
узлах подвески и достигала 1000 кг (у Ju-87В-1 - только 700 кг). На
центральный подфюзеляжный бомбодержатель ETC 500 или ETC 1000/500 (в
зависимости от веса бомбы) могли подвешиваться три типа бомб: 250-кг
SC/SD250, 500-кг SC/SD500 и 1000-кг SC/PC1000. Последняя бомба подвешивалась
на специальном переходнике, и ее мог поднять в воздух только Ju-87В-2. С
помощью Н-образной вилки-трапеции бомба с центрального бомбодержателя во
время бомбометания с пикирования отводилась за пределы площади, ометаемой
винтом. На консольные бомбодержатели ETC 50 подвешивались двадцать 10-кг
бомб SC10 или четыре 50-кг SC50 (на Ju-87R и С на них подвешивались
300-литровые топливные баки). Вылет с максимальной 1000-кг бомбовой
нагрузкой выполнялся без стрелка-радиста. Первоначально на самолете
отсутствовало какое-либо бронирование, затем на последних сериях
Ju-87B-2/R-2 начали устанавливать новое бронированное кресло летчика.